Menu Content/Inhalt
Главная arrow НОВОСТИ arrow Тезисы arrow Михайлова С.А. Несколько слов о пребывании посланника Хаяси Тадасу в России (1897-1900)
Михайлова С.А. Несколько слов о пребывании посланника Хаяси Тадасу в России (1897-1900) Печать E-mail
15.10.2014 г.

Несколько слов о пребывании посланника Хаяси Тадасу в России (1897-1900). Человек, который подписал японо-английский договор 1902 года

Светлана Анатольевна Михайлова

1. Про Хаяси Тадасу отдельно не было публикаций, статей в российской историографии, тогда как именно он является одной из ключевых фигур в истории русско-японских дипломатических отношений конца 19 начала 20 века.

Поэтому хотелось бы восполнить пробел .

2. После Нисси Токудзиро, пятым посланником Японии в России стал ученик и ставленник первого посланника в России и первого министра иностранных дел Японии Эномото Такэаки - Хаяси Тадасу, самый «суровый» японский посланник. (В 1906-1908 годах и он был министром иностранных дел) .

3. Хаяси прибыл в Россию в возрасте 47 лет в 1897 году из Пекина и занимал пост посланника до января 1900 года. Несмотря на это, его главной целью и мечтой было заключение японо-английского договора: он учился в Англии и считал сотрудничество с нею совершенно необходимым для развития Японии.

4. Хаяси очень много работал и общался с русскими коллегами и пр. официальными и неофициальными лицами на протяжении 1898 года, но, начиная с 1899 года в Петербурге практически не бывал - во время его отсутствия делами занимался первый секретарь Сугимура. Посланники в России были одновременно и посланниками в Швеции и Норвегии, и с 1898 года они стали проводить все больше и больше времени в скандинавских странах в связи с началом формирования антироссийской разведывательной сети.

5. В январе 1900 года Хаяси перевели в Лондон , а в Петербург назначили бывшего посланника в Вашингтоне Комура Дзютаро. 30 января 1902 года был подписан японо-английский договор. Спустя полгода было подписано японо-английское военное соглашение , согласно которому Япония получала от Англии информацию и гарантии обеспечения господства на море. Бывший посланник в России Хаяси , заключивший этот договор , остался в японской истории человеком, без которого бы Япония не смогла бы выиграть войну 1905 года.

6. Хаяси Тадасу сразу же после переезда в Лондон в 1900 году стал писать записки - «Дела давно минувших дней». В 1930 году они были отредактированы и изданы .В России они никогда не публиковались и не упоминались, поэтому я полагаю, что , ознакомившись с ними, мы можем взглянуть на историю глазами посланника Хаяси:

«Русский министр Иностранных Дел

Когда я отправился к месту назначения на работу в Россию, то Министр Иностранных Дел князь Лобанов уже скончался, и граф Муравьев стал Министром Иностранных Дел. Он долго служил в Дании - на родине вдовствующей императрицы и пользуется ее расположением.

Влияние и популярность Витте

В то время в российской столице, как в дипломатических, так и в аристократически-чиновьичьих кругах, у всех на устах было имя министра финансов Витте. Он был чрезвычайно популярен. Именно он запланировал и успешно провел трехсторонние переговоры после китайско-японской войны, он обладал весом в Совете Министров, кроме того, в его руках была сосредоточена неограниченная власть по зерну и золоту. Вот и вновь назначенный министром Иностранных дел Муравьев не захотел плясать под дудку Витте, но и не стал бороться за известность, стараясь успешно завершить хоть одно дело. Вот это, и можно сказать и является причиной последовательного развития маньчжурского вопроса. Как говорят, нет дыма без огня.

Аренда Порт-Артура и Дальнего

По слухам того времени политические взгляды Витте склонялись к либерализму, что чрезвычайно не нравилось консерваторам, составляющим правительство. В особенности, осмелюсь предположить, что , пользующийся большим доверием последних двух императоров ученый-правовед и Обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, был совершенно несовместим с Витте, о чем говорят попавшие ко мне бумаги с разрешения Победоносцева, где говорится что Победоносцев в Париже открыто критикует Витте. А Победоносцев - это человек - у которого уж точно есть свое мнение. Вот они какие - высшие сановники, пользующиеся доверием императора. После того, как Министр Иностранных Дел граф Муравьев вступил в правительство, можно сказать, что хоть он и новичок, мы не должны сомневаться в том, что он был влиятельным сторонником по подъему к кормилу власти и по соперничеству в силе бороться за заслуги с Витте. Результаты этого проявились в акте аренды Порт-Артура и Дальнего .»

7. Записки посланника Хаяси, несомненно , имеют историческое значение для правильного анализа событий, предшествовавших русско-японской войне. Он очень подробно пишет про визит Германского Императора, восхищается волшебным балетным представлением на Ольгином Острове в Петергофе. Даже завидует слегка роскоши двора. Он описывает последовавший далее визит французского президента Фора, не забывая вписать и некоторые колкости:

«Прием французского президента Фора

Вслед за визитом германского императора последовал визит президента Франции Фора. Прием во дворце был , как всегда, на высоте, а встреча и украшение города Петербурга к этому визиту были воистину великолепны. По всему городу, во всех его уголках, горожане тепло встречали французских офицеров, чинов и моряков. Город был наполнен криками «Банзай». Правда, один дипломат снисходительно сказал: «Да это полиция нагнала простолюдинов и заплатила им за такой - вот откуда эти радостные крики». В конце концов , нельзя же клеветать из-за ревности.»

Довольно интересен выбор тем , на которых останавливается посланник: цензура в России; путешествие Николая Второго в бытность Цесаревичем на Восток; Русско-Французский союз; страсть России привечать зарубежных ученых; Гаагская мирная конференция ; отношения России и Англии после первой мирной конференции в Гааге; количество пушечных залпов в день рождения Наследника; проблема миграции; как наместник Алексеев представляет себе Японию; отмена крепостного права. Однако, по сравнению с воспоминаниями об Англии, воспоминаний о России в его книге совсем немного. Что говорит о его интересах, отношении и степени значимости России для посланника Хаяси Тадасу, личность которого в современных японских учебниках для молодежи оценивается на высший балл: «ААА».
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН