Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Левина А.Ю. Столкновение нефтяных интересов США и Японии на Северном Сахалине (1918-1925гг)
Левина А.Ю. Столкновение нефтяных интересов США и Японии на Северном Сахалине (1918-1925гг) Печать E-mail
15.10.2014 г.

Столкновение нефтяных интересов США и Японии на Северном Сахалине (1918-1925)

Анна Левина

Первая мировая война обострила потребность промышленности, транспорта и армии ряда стран в жидком топливе. «Благодаря мировой войне, - писала газета «Красное Знамя», - получили большое развитие автомобильное дело, подводное плавание, воздушный флот и тракторостроение. Все это питается исключительно нефтью. Такое положение вызвало яростное соревнование между всеми великими державами за обладание нефтью» [1]. Иностранные компании с жадным вниманием следили за выявлением источников нефти в любом уголке земного шара, в дальнейшем всячески стремясь прибрать их к рукам.

 Интерес к Северному Сахалину со стороны иностранных (прежде всего японских) предпринимателей резко возрос в конце лета - осенью 1918 года, когда на Северный Сахалин была распространена власть администрации адмирала Александра Васильевича Колчака. 1 апреля 1919 года японское правительство в правительственной резолюции опубликовало меморандум под названием «Проблема предприятий на российском Сахалине». Нефтяные и угольные месторождения Северного Сахалина были чрезвычайно необходимы для решения топливной проблемы Японии. «Из-за возможного захвата данных территорий Америкой эта ситуация может быть опасной для топливного обеспечения Японии, поэтому необходимо получить влияние в данном регионе, как намеревается это сделать Америка» [2].

В ночь с 13 на 14 января 1920 года в Александровске был произведен переворот. Вся власть на Северном Сахалине перешла в руки Советам. 22 апреля 1920 года в Александровске был высажен 2-тысячный японский военный десант, и власть в свою очередь перешла в руки японского военно-административного управления. Оккупировав Северный Сахалин, Япония приступила к эксплуатации его природных ресурсов. Особое внимание, естественно уделялось нефти.

В то время, когда Япония начала интенсивное освоение природных ресурсов Северного Сахалина, правительства Дальневосточной республики и РСФСР, а затем и СССР вели дипломатическую борьбу за возвращение данной территории. При этом советская дипломатия использовала растущие американо-японские противоречия. «Советское правительство, - пишет японская газета «Владиво-Ниппо», - решило всемерно использовать создавшееся запутанное положение на Дальнем Востоке для умаления престижа Японии, в которой оно видит своего главного и непримиримого врага. С этой целью читинскому правительству даны указания вести открыто вызывающую америкафильскую политику, предоставить американскому капиталу все наибольшие привилегии, дать американским капиталистам преимущественное право на получение концессий» [3].

Появление такого «американского капиталиста» не заставило себя долго ждать. Американская компания «Синклер оил корпорейшн» появляется на арене борьбы за сахалинскую нефть еще в 1920 году с предложением к правительству ДВР о заключении соглашения о нефтяной концессии на Сахалине. В июле 1921 года глава компании «Синклер оил корпорейшн» Г. Синклер сообщил американскому правительству об успешном завершении переговоров с Дальневосточной республикой в отношении нефтяных концессий Северного Сахалина. Путем предоставления концессий компании «Синклер», обладающей определенной политической властью, советское правительство надеялось повлиять на Соединенные штаты и получить признание себя как полноправного государства [4]. Подписание соглашения между Г. Синклером и официальным представителем ДВР, предусматривающее пробное бурение и разработку месторождений, состоялось 7 января 1922 года. Американская компания получала в концессию на территории Северного Сахалина участки земли размером до 1000 кв. верст для добычи нефти, естественных газов и смол сроком на 36 лет. Кроме того компании «Синклер» предоставлялось право на строительство на Сахалине двух портов, железных дорог, телеграфных и телефонных линий. [5]. Дополнительный договор, подписанный одновременно с основным, определял, когда правительство ДВР имело право расторгнуть договор. Согласно условиям соглашения необходимо было начать пробное бурение в течение года. Реализация этого стало неотложной задачей. Осуществлять работы необходимо было в период, когда побережье было сковано льдами, в суровых погодных условиях.

Согласно подписанному соглашению для осуществления пробного бурения были отправлены геологи Мак-Куллох и Мак-Лафлин. После прибытия на Северный Сахалин они направили запрос японским властям по вопросу исследования восточного побережья. Для японского правительства «согласие на проведение работ пробного бурения означало признание концессии с иностранным предприятием». В этой ситуации «правительству необходимо было отклонить принятие исследовательской экспедиции, ставящей перед собой целью пробное бурение» [6].

А ситуация была такова: к 1923 году Япония начала выходить на промышленный уровень добыче нефти на Северном Сахалине. Военно-морские круги опасались, что в связи с обострением японо-американских отношений правительство США поддержит компанию «Синклер оил корпорейшн» в целях обеспечения ее интересов на Северном Сахалине, и Япония получит сильного конкурента. Японское правительство 24 апреля 1924 года на заседании кабинета министров пришло к следующему решению: «...Поскольку на территории оккупированной Японией мы не признаем никакой иной власти, мы не признаем концессионного соглашения между компанией «Синклер» и правительством Советского государства. Мы будем всячески препятствовать отправке исследовательской экспедиции, ставящей перед собой целью разведочное бурение на Северном Сахалине... В случае же упорства противоположной стороны, правительство Японии будет действовать по ситуации» [7].

В итоге, японские военные власти не допустили на остров американскую геологоразведочную экспедицию. Более того, экспедиция на военном судне была доставлена в Отару. Через Токио и Кобе они были направлены в Пекин [8]. Г. Синклер в средствах массовой информации выражал недовольство по поводу жесткого надзора за экспедицией и естественно направил в Госдепартамент США требование опротестовать действия правительства Японии.

Как уже упоминалось выше, по условиям договора Г. Синклер был обязан в течение года приступить к изысканиям и по истечении года представить Советскому правительству карту разведанных площадей. Г. Синклер не выполнил этого условия, и ВСНХ 21 мая 1924 года предупредил его, что предоставляет ему 6 льготных месяцев для выполнения взятых обязательств. Компания «Синклер» обратилась в Госдепартамент с требованием, чтобы правительство США заставило японские власти допустить ее представителей на Северный Сахалин [9]. Однако американское правительство вследствие ряда причин: «специфической обстановки японской оккупации, заключения соглашения с непризнанным американским правительством государством, не оказало должной поддержки Г.Синклеру» [10].

В отличие от США, Советское правительство отправило в министерство иностранных дел Японии ноту протеста против высылки представителей компании «Синклер». Токио безмолвствовал. Надежды на то, что правительство США, решив оказать поддержку Г. Синклеру, предпримет попытку вытеснить японцев с острова или вступит по этому поводу в переговоры с СССР, разрушив при этом стену непризнания, не оправдались. Кремлю пришлось разрабатывать новые планы для того, чтобы добиться освобождения своей территории. 12 июня Москва впервые решила несколько переориентироваться - получив соответствующие директивы, полпред СССР в переговорах с Японией Л.М. Карахан возобновил прерванные переговоры с японским представителем Иосидзавой и сообщил ему о готовности СССР предоставить Японии концессию на добычу нефти.

Было решено предоставить японской стороне для эксплуатации половину нефтяных полей, но не единым участком, а в шахматном порядке, вперемежку с участками, остававшимися за советской стороной, сроком на 45 лет. 20 января в Пекине Л.М. Карахан и Иосидзава подписали конвенцию «Об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией», что фактически означало восстановление дипломатических отношений. К конвенции прилагались два протокола. Первым устанавливался крайний срок вывода японских войск с Северного Сахалина - 15 мая 1925 г. Вторым - зафиксирована договоренность об условиях получения японским концерном «Кита Сагарен Сэкию Киге Кумиай» концессии на сахалинскую нефть. [11].

Достигнутая договоренность о судьбе Сахалина потребовала конкретизации положения с концессионными правами компании «Синклер». Дело было передано в суд. В феврале 1925 года ВСНХ подтвердил решение московского окружного суда о ликвидации концессионного соглашения с компанией «Синклер». Причиной данного решения послужило невыполнение обязательств, установленных в соглашении: компания не приступила к пробному бурению в установленные соглашением сроки и не осуществила должную инженерную подготовку, необходимую для выполнения работ. [12].

Таким образом, концессионные планы американского предпринимателя Гарри Синклера относительно нефтяных месторождений Северного Сахалина рухнули. Г. Синклер оказался «ущемленным в своих концессионных правах по вине советской стороны, которая, подписывая концессионный договор, заведомо знала, что не может осуществлять свои права на Сахалине и оказать содействие» [13]. Права компании «Синклер» на нефть Северного Сахалина были принесены в жертву советско-японским переговорам об установлении дипломатических отношений в 1924-1925 гг., на том основании, что «США пока не признавали Советского Союза» [14].

Кто же тогда выиграл в ожесточенной борьбе за сахалинскую нефть? Ответ на этот вопрос дал американский исследователь Д.Стефан, назвав подписанное в Пекине соглашение «блестящей победой советской дипломатии» [15]. Казалось бы, обе стороны добились своего. Советская сторона - вывода японских войск с Северного Сахалина. Япония - продолжения эксплуатации сахалинских нефтяных месторождений. Однако японские дипломаты не смогли увидеть последствий, заложенных в ряде статей протокола Б, в которых были изложены принципы будущих концессионных отношений: обязательное соблюдение на концессии советского трудового законодательства, организация горного надзора и т.д. Именно эти принципы, как нам показала история, привели к свертыванию деятельности концессии и ее ликвидации.

Примечания

1. Нефть и ее мировое значение.// Красное знамя. 5.05.1923г.

2. Абе Сатоси. Основание и деятельность Кита Карафуто Секию Кабусики Кайся.-Университет Хамамацу, 1994. С207.

3. Намерения Москвы на Дальнем Востоке.// Владиво-Ниппо. 26.07.1921.

4. Мураками Такаси. Северо-Сахалинская нефтяная концессия (1925-1944).- Саппоро: Университет Хоккайдо, 2004. С.60.

5. Документы внешней политики СССР - М.: Госполитиздат, 1961. Т.5. С. 722.

6. Мураками Такаси. Указ. соч. С. 63.

7. Там же.

8. Там же. С.64.

9.  Компания «Синклер» не выполняет условий соглашения о нефтяных месторождениях Северного Сахалина.// Осака Майнити Симбун.28.7.1924

10. Мураками Такаси. Указ. соч. С. 64.

11. Там же. С.98.

12. Аннулирование прав на освоение нефтяных месторождений компанией «Синклер». Заявление председателя Главконцескома. // Осака Асахи Симбун. 24.2.1925.; Заявления компании «Синклер» о целесообразности нефтяного соглашения о Северном Сахалине. // Осака Майнити Симбун. 1.3.1925.; Решение суда о нецелесообразности нефтяной концессии. Недовольство компании Синклера. //Осака Асахи Симбун.26.3.1925.; Аннулирование концессионного соглашения с Г.Синклером.. Аппеляция компании в суд высшей инстанции. // Тюгай Сёгё Симпо. 26.3.1925.; Подтверждение аннулирования концессионного соглашения с компанией «Синклер» судом высшей инстанции. Решение рабоче-крестьянского правительства окончательно. // Дзидзи Симпо. 27.3. 1925.

13. Марьясова, Н. В. Концессионная политика советского государства на Дальнем Востоке России в 1920-е - 1930-е гг.: дис. на соискание ученой степени канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 10.09.92: утверждена: 15.05.93 / Н. В. Марьясова. - Владивосток, 1992. С.109.

14. Шалкус Г.А. История становления и развития нефтяной промышленности на Сахалине (1879-1945 гг.): дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук по спец. 07.00.02-отечественная история / Г.А. Шалкус; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.- Владивосток, 2004.С.68.

15.  Ремизовский В.И. Кита Карафуто Секию Кабусики Кайша: (Страницы истории японской нефтяной концессии на Северном Сахалине, 1925-1944гг.) - Хабаровск, 2000. С. 12.

Левина Анна Юрьевна, старший преподаватель ДВФУ, Владивосток

Столкновение нефтяных интересов США и Японии на Северном Сахалина (1918-1925) // Великобритания и США в XIX-XX веках: политика, дипломатия, историография (межвузовский сборник научных статей), Уссурийск, 2009. С.65-75.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН