Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Общество arrow Меркушева О.А. Особенности региональной политики Японии на примере острова Хоккайдо
Меркушева О.А. Особенности региональной политики Японии на примере острова Хоккайдо Печать E-mail
15.10.2014 г.

Особенности региональной политики Японии на примере острова Хоккайдо

Меркушева О.А.

В последние десятилетия в большинстве развитых и развивающихся стран возросло понимание важности целенаправленного решения региональных проблем и значение региональной политики государства. Неравномерность развития регионов приводит к возникновению и обострению многих социально-экономических проблем, увеличивается значение государства в качестве разработчика и координатора региональной политики и регионального планирования. Полностью решить региональные проблемы в большинстве случаев невозможно, поскольку они вызваны объективными причинами - неравномерностью размещения природных ресурсов, населения, разницей в уровне экономического развития отдельных районов, в социальной и даже этнической структуре населения и т.д. Вместе с тем, как показывает практика, многие развитые страны достигли больших успехов в смягчении региональных проблем.

Одна из стран, активно осуществляющих региональную политику в развернутой форме (т.е. во всей стране, а не только в наиболее отсталых регионах), - Япония. С 1950-х гг. в Японии формируется сложная система многоуровневого регионального планирования. Для изучения методов решения актуальных региональных проблем в Японии выбран регион Хоккайдо, отличающийся географической обособленностью, особой историей освоения, природно-климатическими особенностями, большой ролью государственной региональной политики в его развитии.

Региональную политику Японии, в частности в регионе Хоккайдо, вследствие ее актуальности изучали многие исследователи: И.Л. Тимонина, М.П. Бакланова, а также японских ученых К.Ямасита М.Ямадзаки, М. Ёсава и др. [1,5,10].

Хоккайдо - один из самых необычных и нетипичных японских регионов. Это второй по величине и самый северный из Японских островов. Кроме того, Хоккайдо - самая крупная префектура Японии, имеющая особый статус губернаторства. Его отличает и более позднее вхождение в состав Японии, и со времени присоединения к Японии в 1872 г. он заселялся и развивался в плановом порядке. В ХХ в., особенно в период после Второй Мировой войны, Хоккайдо в большей степени, чем другие префектуры, был объектом реализации различных стратегий и проектов.

Причин более позднего развития и относительного «отставания» Хоккайдо от других японских регионов несколько, одна из них - его географическое положение на периферии по отношению к историческому «ядру» Японии. Здесь более суровый климат, чем на большей части японской территории. К числу отличительных черт Хоккайдо относится и наличие национального меньшинства - айнов, а также особенности вхождения в состав Японии и всей последующей политики японских властей в отношении данного региона.

Вследствие более северного расположения острова сельское хозяйство региона отличается своеобразием: он лидирует по выращиванию таких культур, как сахарная свекла, лук, пшеница. На острове производится 40% молока в стране, причем молочные продукты Хоккайдо считаются в стране самыми высококачественными и экологичными. Продукция сельского хозяйства и морского рыболовства составляет базу развитой пищевой промышленности Хоккайдо [3].

В настоящее время Хоккайдо находится на средней позиции среди префектур Японии по показателям экономического развития. Если по абсолютному показателю ВРП (18, 5 трлн иен) регион на 9-м месте в стране, то по показателю на душу населения - только на 36-м [7]. Экономику Хоккайдо образно называют «экономикой четырех процентов», поскольку доля Хоккайдо и в населении, и в ВВП страны составляет около 4%. Такую же долю составляет промышленное производство региона.

Обладая большой площадью, Хоккайдо не однороден по размещению населения и промышленности. Диспропорции в экономическом развитии региона выражаются прежде всего в моноцентричности: если в столице Саппоро численность населения составляет почти 2 млн человек, и это развитый промышленный, финансовый и научный центр, то другие районы Хоккайдо (северная и восточная части острова) отличаются слабым развитием промышленности и сферы услуг. В то же время концентрация образовательных учреждений, социальной и туристической инфраструктуры, транспортная система Хоккайдо отличаются равномерностью.

После вхождения Хоккайдо в состав Японии перед властями встала задача освоения ресурсов острова и создания необходимой инфраструктуры. Правительство Мэйдзи уделяло большое внимание развитию Хоккайдо и в 1869 г. учредило Управление по его освоению. После Второй Мировой войны в условиях нехватки продовольствия возросла роль Хоккайдо в качестве продовольственной базы.

В 1950 г. было учреждено Управление Хоккайдо, главной целью которого было создание инфраструктуры острова, соответствующей местным условиям. Затем в 1951 г. в качестве местного органа для проведения государственных работ по обустройству коммунального хозяйства было основано Управление по развитию Хоккайдо.

Региональная политика в отношении Хоккайдо в период с 1950 по 1980-е г. основывалась главным образом на реализации немногочисленных крупных проектов в сфере развития инфраструктуры, сельского хозяйства, промышленности. Наиболее крупным проектом того периода на Хоккайдо стало строительство порта Томакомаи (примерно в 50 км на юг от Саппоро). Также 1970-1980-е гг. осуществлены промышленные проекты развития нового порта Исикари (по примеру порта Томакомаи), промышленного комплекса Сорати и Титосэ [2]. В 1988 г. был открыт тоннель Сэйкан, связавший Хоккайдо и Хонсю (префектура Аомори). Кроме того, в 1980-е гг. Хоккайдо участвовал в проекте «Технополис». В регионе был создан технополис в Хакодатэ. Несмотря на увеличение выпуска продукции в городе в 1,5 раза за время существования технополиса, этот проект не стал полностью экономически независимым и выгодным и был закрыт. [5]

С 1977 г. региональное планирование в регионе Хоккайдо становится двухуровневым: помимо общегосударственных планов местная власть начала составлять собственные программы развития. Префектурные программы основной своей задачей ставят повышение благосостояния жителей Хоккайдо (за счет реализации более социально ориентированных проектов).

В 1990-е г. с принятием концепции в региональном планировании Японии произошли существенные изменения - сдвиг в сторону регионализма. Одновременно с этим в регионе Хоккайдо был принят Пятый комплексный план развития территории (1988 - 1997). Крупнейший проект этого плана - строительство и открытие в 1991 г. аэропорта Син-Титосэ и мероприятия по его усовершенствованию. Шестой план комплексного развития Хоккайдо, действовавший в 1998 - 2007 гг., ставил еще более общие цели - формирование независимых местных сообществ, сохранение природы Хоккайдо, развитие туризма (горнолыжного, экологического и пр.). Особое внимание уделялось сотрудничеству с Россией, «формированию среды для международных связей северных регионов» [4].

В 2008 г. был принят Седьмой план комплексного развития Хоккайдо. Выполнение мероприятий этого плана рассчитано на срок до 2017 г. Основной проблемой Японии в целом и Хоккайдо в частности в настоящее время признано старение населения. Перед регионами ставится задача развиваться таким образом, чтобы сокращение населения не привело к их упадку и упадку страны в целом. Также признается усугубление экологических проблем в стране и большой потенциал Хоккайдо в качестве региона с благоприятной экологической обстановкой. Учитываются возможности для развития туризма в разных районах Хоккайдо. Для реализации устойчивого развития Хоккайдо предлагается в первую очередь прилагать усилия, направленные на сохранение природных богатств региона[6].

Одна из основных целей, заявленных в плане - «превращение Хоккайдо в регион, состоящий из многообразия уникальных районов». Впервые за все время в плане был сделан акцент на внутренней неоднородности региона, усилении роли местных сообществ и муниципальных правительств в его развитии. Отмечается ключевая роль Саппоро, являющегося «экономическим и общественным локомотивом Хоккайдо» [9].

На основе анализа проектов прошлых лет и текущих программ регионального развития можно составить следующую типологию округов Хоккайдо по направлениям развития региональной политики: в округах, прилегающих к Саппоро, она носит комплексный характер. Однако существуют и «специализированные» округа: прежде всего, с сельскохозяйственной и туристической региональной политикой (северная и восточная часть Хоккайдо). Отдельно выделяется тип округов с инновационной региональной политикой, в который входят два округа на юге Хоккайдо - Хияма и Осима. В настоящее время они специализируются на инновационных проектах: здесь реализуется программа индустриальных кластеров. Последний тип - социальная и экономическая региональная политика, включает наименее развитые округа Хоккайдо: Токати, Нэмуро, Хидака на востоке Хоккайдо и Соя на севере. Можно говорить о появлении новых специализированных «полюсов роста» внутри Хоккайдо: туристических (Камикава, Сирибэси), инновационно-промышленных (Хияма, Осима), инновационно-сельскохозяйственных (Абасири, Кусиро).

У новой многополюсной политики есть яркие примеры, как позитивные, так и негативные. В качестве противоположностей можно привести города Куттян и Юбари. Город Куттян с населением 16 тыс. жителей сумел развить собственный бренд и горнолыжный туризм, в результате чего цены на землю в пределах города выросли в 2007 - 2008 гг. на 40,9%. Город также является одним из региональных лидеров по числу международных туристов (из Китая и Гонконга). Город Юбари с населением 13 тыс. человек также развивался как горнолыжный курорт, однако из-за удаленности от Саппоро и аэропорта Син-Титосэ, особенно острой проблемы старения населения (40% жителей старше 65 лет) и других факторов, городу не удалось успешно развиваться. В 2007 г. муниципалитет Юбари объявил о банкротстве, были закрыты все муниципальные учреждения - госпиталь, городской музей, парк развлечений и пр. [8]. Юбари стал широко известен в Японии как пример неудачи современной политики властей в отношении регионов и муниципалитетов.

Таким образом, в последние годы концепция региональной политики Японии претерпела значительные изменения - от стремления к единообразию (сглаживание различий) возникла тенденция к многообразию, что, в частности, выразилось в переходе к концепции многополюсного развития, в основу которой положен принцип относительно самостоятельного, эндогенного развития регионов. Кроме того, новая политика в большей степени ориентирована на улучшение качества жизни и благосостояния граждан, а не только на содействие экономическому росту страны в целом.

Такая концепция наиболее подходит для региона Хоккайдо, в котором в настоящее время успешно развиваются как традиционные для него отрасли хозяйства (сельское хозяйство, рыболовство, пищевая промышленность, лесопереработка), так и инновационные, прежде всего IT- и биотехнологии.

Опыт региональной политики в Японии показывает, что она постоянно подстраивается под социально-экономическую ситуацию, особенности отдельных регионов, отличается большой гибкостью и согласованностью на разных уровнях. В связи с этим изучение и использование японского опыта представляется важным для развития регионов России.

Примечания

1. Бакланова М.П. Региональное планирование в социально-экономическом развитии Хоккайдо: Автореф. канд. дисс. Хабаровск, 2002.

2. Официальный сайт министерства земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта URL: http://www.mlit.go.jp

3. Официальный сайт префектуры Хоккайдо. URL: http://www.pref.hokkaido.lg.jp/

4. План формирования государственной территории и комплексный план развития Хоккайдо. URL: http://www.hkd.mlit.go.jp/rus/05.html

5. Тимонина И.Л. Япония: Региональная экономика и политика. - М.: ИВ РАН, 2002.

6. Hokkaido Future Creation Plan. URL: http://www.pref.hokkaido.lg.jp/ss/ksk/sougou/englishversion/index.htm

7. Statistics bureau Japan http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/index.htm

8. Takahara K. Yubari tries downsizing to solve fiscal crisis. The Japan Times. 2007. URL: http://www.japantimes.co.jp/text/nn20070301f1.html

9. Visual Introduction of Hokkaido Industry. METI Japan. 2008.

10. Yamashita K. The postwar development of regional planning in Hokkaido. Hokkaido University of Eduсation, 1975.

Оригинал статьи:

Меркушева О.А. Особенности региональной политики Японии на примере острова Хоккайдо. // Вестник МГУ. Сер. 5. География. - 2012. - N5, с. 56-62.

Меркушева Ольга Андреевна, аспирант кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН