Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Сахарова Е.Б. Друзья, враги, соседи: отношения между Японией и государством Силла
Сахарова Е.Б. Друзья, враги, соседи: отношения между Японией и государством Силла Печать E-mail
15.10.2014 г.

Друзья, враги, соседи: отношения между Японией и государством Силла по древнеяпонским источникам

Сахарова Е.Б.

Государство Силла возникло на рубеже нашей эры в юго-восточной части Корейского полуострова, во второй половине VII столетия Силла объединило под своей властью весь Корейский полуостров. Объединенное государство Силла просуществовало до 935 года и было одним из основных внешнеполитических партнеров древнеяпонского государства. О том, насколько важное местно занимали официальные контакты с Силла свидетельствуют, в частности, количественные данные по обмену посольствами между древнеяпонским государством и Китаем (династии Суй и Тан), Силла и Бохай[1]. Как видно из приводимых ниже таблиц (Таблицы №№1-2), интенсивность официальных контактов между Японией и Силла сопоставима только с контактами с государством Бохай, впервые приславшем посольство к японскому двору в 727 г. Таким образом, по крайней мере, до второй половины VIII столетия Силла, несомненно, являлось основным внешнеполитическим партнером Японии, а затем - одним из основных. При этом нужно иметь в виду, что за сближением с Бохай стояли, в частности, антисиллаские настроения, а само государство Бохай было главным соперником Силла на Корейском полуострове.

В древнеяпонских источниках образ государства Силла предстает довольно противоречивым - редкие периоды безоблачных добрососедских отношений сменялись конфликтными ситуациями, а с конца VIII в. основной тенденцией становится нарастание антисилласких настроений. В данной статье рассматривается динамика японо-силласких отношений в древности, при этом основное внимание уделяется официальным контактам между двумя странами.

 

Таблица 1. Обмен посольствами с Силла и Китаем (с 539 по 697 гг.) по данным «Нихон сёки»[2].

Правление

Количество посольств из Ямато в Китай (дата отправки посольства)

Количество посольств из Ямато в Силла (дата отправки посольства)

Количество посольств из Силла в Ямато (дата прибытия посольства)

Киммэй (539-571)

0

1

(571)

5

(540, 560, 561, 562, 571)

Бидацу (572-585)

0

2

(575, 583)

4

(571, 575, 579, 580)

Ё:мэй (585-587)

0

0

0

Сусюн (587-592)

0

1

(592)

0

Суйко: (592-628)

4

(600*, 607, 608, 614)

2

(597, 623)

7

(598, 600, 610, 611, 616, 621, 623)

Дзёмэй (629-641)

1

(630)

0

2

(639, 640)

Ко:гёку (642-645)

0

1

(642)

1

(642)

Ко:току (645-654)

2

(653, 654)

2

(646, 648)

9

(645, 646, 647, 648, 650, 651, 652, 653, 654)

Саймэй (655-661)

1

(659)

1

(657)

2

(655, 656)

Тэнти (668-671)

2

(665,669)

2

(668, 670)

3

(668, 669, 671)

Правление

Количество посольств из Ямато в Китай (дата отправки посольства)

Количество посольств из Ямато в Силла (дата отправки посольства)

Количество посольств из Силла в Ямато (дата прибытия посольства)

Тэмму (672-686)

0

5

(675, 676, 679 (?), 681, 684)

17

(672, 673, 675, 676, 678, 679, 680, 681, 683, 675, 676, 678, 679, 680, 681, 683, 685)

Дзито: (690-697)

0

3

(687, 692, 695)

5

(687, 689, 690, 692, 693)

Всего

10

20

55

* по данным китайской хроники «Суй шу»

Таблица 2. Обмен посольствами с Силла, Танским Китаем и Бохай (698-926 гг.) по данным «Сёку нихонги»[3], «Нихон ко:ки»[4], «Сёку Нихон ко:ки»[5], «Самгук саги»[6].

Правление

Количество посольств из Японии в Китай

Количество посольств из Японии в Силла (дата отправки посольства) по «Сёку нихонги»

Количество посольств из Японии в Бохай (начиная с 728 г.)

Количество посольств из Силла в Японию

Количество посольств из Бохай в Японию (начиная с 727 г.)

Момму (697-707)

1

(701)

4

(700, 703, 704, 706)

-

4

(697, 700, 703, 705)

-

Гэммэй (707-715)

 

 

0

1

(712)

-

2

(709, 714)

-

Гэнсё: (715-724)

1

(716)

3

(718, 719, 722)

-

3

(719, 721, 723)

-

Сё:му (724-749)

 

2

(736, 746*)

4

(724, 732, 736, 740)

2

(728, 740)

6

(726, 732, 734, 738, 742, 743)

2

(727, 739)

Ко:кэн (749-758)

 

 

1

(750)

2

(752, 753)

1

(758)

1

(752)

2

(752, 758)

Дзюннин (758-764)

 

3

(759, 761*, 762*)

0

4

(759, 760, 761, 763)

3

(760, 763, 764)

2

(759,762)

Сё:току (764-770)

0

0

0

1

(769)

0

Ко:нин (770-781)

2

(775, 779)

1

(779)

3

(772, 777, 779)

2

(774,779)

5

(771, 773, 777,778, 779)

Правление

Количество посольств из Японии в Китай

Количество посольств из Японии в Силла (дата отправки посольства) по «Сёку нихонги»

Количество посольств из Японии в Бохай (начиная с 728 г.)

Количество посольств из Силла в Японию

Количество посольств из Бохай в Японию (начиная с 727 г.)

Камму (781-806)

1

(801)

3

(799*, 804, 806**)

4

(787, 796, 798, 799)

1

(803**)

3

(786, 795, 799)

Хэйдзэй (806-809)

0

1 (808 **)

0

0

0

Сага (809-823)

0

0

1

(811)

0

5

(809, 810, 814, 818, 819, 821)

Дзюнна (823-833)

0

0

-

0

3

(823, 826, 828)

Нинмё (833-850)

1

(834)

1

(836)

-

1

(840)

2

(842, 849)

Монтоку (850-858)

0

0

-

0

1

(859)

Сэйва (858-876)

 

 

0

0

-

0

2

(861, 872)

Ё:дзэй (876-884)

0

1

(878 **)

-

0

2

(877, 882)

Ко:ко: (884-887)

0

1

(882 **)

-

0

0

Уда (887-897)

1

(894*)

0

-

0

2

(892, 895)

Дайго (887-930)

-

-

-

0

2

(908, 919)

Всего

13 (4*)

22 (1*, 4**)

15

24 (1**)

33

ПРИМЕЧАНИЯ К ТАБЛИЦЕ №2

* Посольство было отменено

** По данным «Самгук саги»

Посольства из Японии в Силла 779, 804, 836 гг. были назначены с целью разузнать о судьбе не вернувшихся из Тан японских посольств.

НЕ БЫЛИ ПРИНЯТЫ:

посольства из Японии в Силла - в 736, 742**, 753;

посольства из Силла в Японию - 721 (по случаю траура бывшей государыни Гэммэй), 734, 743, 760, 763, 774, 840.

Силла в «Кодзики» и «Нихон сёки»

В «Кодзики»[7], источнике, обращенном, прежде всего, к мифологическому прошлому, упоминания о контактах с материком крайне малочисленны: всего 8. Дважды упомянуто китайское царство У (яп. Курэ)[8], дважды - корейское государство Пэкче[9], и четыре раза - корейское государство Силла (яп. Сираги)[10].

Впервые Силла упомянуто в правление государя Тюай в связи с легендарным походом Дзингу: на Корейский полуостров.

«Тогда в государыню божество вселилось, и она поучение изъявила, рекши: «В западной стороне есть земля. В той земле прежде всего есть золото и серебро, а также в обилии имеются разные диковинные сокровища, от которых слепит глаза. Я ныне вручу тебе эту страну», - так изрекла»[11].

Государь Тюай, не внявший божественному откровению, реченному устами его супруги, умирает. Поход, и весьма успешный, совершает его вдова - Дзингу:. Среди исследователей не вызывает особых разногласий то, что легенда о корейском походе Дзингу: довольно поздняя, сложилась она не ранее VII - начала VIII вв. Возможно, легенда, в частности, была одним из средств преодоления шока правящих кругов Японии (тогда страна называлась еще Ямато) от поражения на Корейском полуострове[12], ведь в ней отношения с Силла представлены такими, какими им быть надлежит: Силла признает сюзеренитет Японии. Впрочем, складывание и дальнейшее функционирование этой легенды в японской культуре заслуживает отдельного исследования.

Сам поход описан в «Кодзики» очень кратко, более развернуто рассказывается об изъявлении воли божеств и получении поддержки богов перед совершением похода. Когда в Силла прибывают корабли с войсками Ямато, правитель Силла подчиняется добровольно.

«И вот, волна, несшая ладьи, прибилась к стране Сираги и дошла до середины той страны. Тут правитель сей страны, преисполнившись трепета, молвил: «Отныне и впредь в соответствии с повелениями небесного государя я буду служить ему конюшим, ежегодно ладьи выставлять стану, в которых дно просыхать не будет, весла и шесты просыхать не будут, и стану служить беспрестанно, вместе с Небом-Землей», - так сказал. Посему землю Сираги было решено сделать государевой конюшней, а землю Кудара (кор. Пэкче - Е.С.) - заморским владением.

И тогда восставили священный шест у врат правителя страны Сираги и, восславив и усмирив грубую душу великого божества Суминое как божества - охранителя страны, обратный переход совершили»[13].

После этого Силла упоминается в «Кодзики» еще трижды.

Дважды - в правление О:дзин.

«Кроме того, прибыли люди из Сираги. Посему Такэсиути-но сукунэ, предводительствуя ими, сделал плотины и пруды, и был сделан пруд Кудара»[14].

Следующее упоминание развернутое - рассказывается о прибытии на японский архипелаг сына правителя Силла Амэ-но пибоко (букв. «Небесное копье»), который назван предком будущей правительницы Дзингу:. Сюжет о женитьбе Амэ-но пибоко (Амэ-но хихоко) имеет корейские параллели[15]. Амэ-но пибоко привозит также 8 священных предметов, почитавшихся впоследствии как восемь великих богов Идзуси.

Последнее упоминание Силла в «Кодзики» приходится на правление Ингё:.

«Когда государь должен был наследовать небесному солнцу, он отказался, сказав: «Долгое время я [страдаю] от одной болезни. [Потому] не могу наследовать небесному солнцу». Однако поскольку государыня и все придворные настойчиво уговаривали его, он стал править Поднебесной. В это время царь страны Силла прислал корабль с данью. Послом же был Кому Патини Каники Му. Этот человек хорошо знал врачебное дело. Он излечил государя»[16].

Как видим, в «Кодзики» образ Силла в целом положительный. Это богатая страна, добровольно признающая власть правителей Ямато и оказывающая государству Ямато и его правителям посильную поддержку.

В «Нихон сёки» материковые государства Восточной Азии упоминаются очень часто, при этом львиная доля упоминаний приходится на государства корейского полуострова, и чаще всего упоминается Силла: Когурё - 188 упоминаний, Пэкче - 407, Силла - 433, Мимана - 143, Кара - 35. В то время как на Китай приходится: Тан - 96 упоминаний, царство У - 24, Вэй - 3, Чжоу, Хань, Цзинь - по 2, Суй - 1 упоминание[17].

Впервые Силла упоминается в первом же свитке «Нихон сёки», повествующем об эпохе богов. В одном из вариантов мифа о победе Сусаноо над змеем говорится:

«В одной книге сказано: деяния Сусаново-но микото были неистовы. Поэтому божества все вместе в наказание назначили ему выставить тысячу подставок [с жертвоприношениями] и в конце концов его изгнали.

И тогда Сусаново-но микото в сопровождении своего сына, Итакэру-но ками, спустился в страну Сираки (Сираки/Сираги - яп. чтение корейского топонима Силла), в место по названию Сосимори. И вознес он заклятие котоагэ, сказав: «Не желаю я пребывать в этом месте!» - так рек, сделал корабль из глины, сел, поплыл на восток и добрался до пика Ториками-но такэ, что в верховьях реки Пи-но капа в стране Идзумо.

....Вначале с Неба спустился Итакэру-но ками, и спустился он, неся множество семян деревьев. Однако он не стал сеять их в стране Кара, а начал сеять, лишь прибыв на Тукуси, посеял по всей Стране Восьми Островов Великих и превратил страну в зеленые горы. Поэтому-то его и восславили и нарекли именем Исаваси-но ками. Он и есть великий бог, почитаемый в земле Ки-но куни»[18]

При первом же упоминании Силла возникает неоднозначный образ. Это место, куда спускается божество (но изгнанное, наказанное!), и, не желая там пребывать, отправляется в Идзумо. В то же время зафиксированный в «Кодзики» образ Силла, как страны богатой золотом и серебром, присутствует и в «Нихон секи»:
«По ту сторону моря есть страна, сокровища которой далеко превосходят страну кумасо, сравнить ее можно с бровями прекрасной девы. В той стране есть ослепляющие глаза своим блеском золото, серебро, несметные многоцветные сокровища. Зовется она страна Силла, что как белоснежная ткань из бумажного дерева»[19].

Официальные контакты между Японией и Силла

Первые сведения об обмене посольствами с Силла появляются, начиная с правления Дзингу: (трад. 201-269), и сопровождаются конфликтными ситуациями (бегство заложника Силла из Ямато, попытка подмены силлаской плохой дани, данью Пэкче - несравненно лучшего качества и т.д.) [20]. Конфликты - дипломатические, военные, курьезные - остаются неотъемлемой частью контактов с Силла и в дальнейшем.

Как видно из таблицы № 1, официальные контакты с Силла становятся особенно интенсивными с правления государя Киммэй (539-571). Топоним Силла встречается в записях правления Киммэй более 100 раз (!). VI в. - время усиления государства Силла, в 532 году поглотившего южнокаяские владения и продолжавшего укреплять свое влияние в северокаяском районе. Окончательное присоединение каяских государств к Силла произошло в 562 году, также в правление Киммэй. Государство Ямато традиционно поддерживало тесные контакты с этим регионом (яп.Мимана/Имна, кор. Кая) - плодородным, а также богатым залежами железной руды; считало его своим владением, и пыталось влиять на развитие событий в этом регионе[21]. В Кая существовало несколько мелких государственных образований, оказавшихся притягательным объектом для экспансии двух соседних государств - Пэкче и Силла. Собственно между этих двух зол и приходилось выбирать каяской элите. И каяские государства, и Пэкче охотно прибегали также к помощи, в том числе и военной, Ямато. По-видимому, в правление Киммэй среди представителей Ямато в Кая не было единства мнений о том, какой стратегии следует придерживаться в отношении Кая в связи с продолжающейся экспансией Силла[22]. Некоторые из сановников Ямато, хорошо знакомые с реальным соотношением сил, были склонны к компромиссу с Силла. Видимо, на их позицию повлияла и позиция каяской знати, поддерживавшей тесные контакты с Силла и склонявшейся к союзу с последней. Это вызвало серьезные нарекания со стороны союзника Ямато - Пэкче, обвинившего некоторых представителей Ямато в этом регионе в сговоре с силласцами. Несомненно, само государство Силла было заинтересовано в мирном компромиссе с Ямато, чтобы предотвратить его военное вмешательство на стороне противника. Однако в итоге именно антисиллаская позиция берет верх при дворе Ямато.

Перед смертью Киммэй говорит наследному принцу:

«Болезнь Наша тяжела. После Нас дела лягут на тебя. Ты должен напасть на Силла и восстановить Имна, чтобы вы стали как муж и жена, как то было в прежние времена. Если сделаешь так, то и Мы успокоимся после смерти»[23].

Силла (часто со слов союзника - государства Пэкче)[24] характеризуется в «Нихон сёки» следующим образом:

«...Со времен давних и до дней нынешних Силла не имела принципов - лгала, отступалась от истины...Страны, которым она помогает и дружит, потом жалеют о том...»[25]

«Силла - западная страна мелкого и мерзкого племени. Она выступила против [воли] Неба и не имеет правильных основ...Если же они (министры Ямато - Е.С.) не смогут пролить свою желчь и выдернуть прямую кишку, если не смогут вместе с Нами истребить предателей, очистить Небо и Землю от поругания и отмстить врагу за правителя и отца, то и после смерти Мы будем возмущены тем, что не соблюден Путь подданного и сына»[26]

Активные контакты (частые посольства из Силла) наблюдаются также в правления Суйко: (592-628), Ко:току (645-654) и особенно - Тэмму (672-686). Причем именно с правления Тэмму и количество посольств из Японии в Силла также возрастает. В Китай же при Тэмму не было отправлено ни одного посольства.

Силла в этот период находилось в сложной политической ситуации - с 671 г. Силла вступает в вооруженный конфликт с Тан, чтобы изгнать танские войска с недавно объединенного Корейского полуострова. Война Силла против Тан была успешной, но в результате вплоть до начала VIII века отношения между Силла и Тан были очень напряженными (официально Тан признало новые границы Силла только в 735 г.). Поэтому Силла была заинтересована в добрососедских отношениях с Ямато. И даже согласилась на поднесение дани, формально признав себя вассалом Ямато.

Именно этим, в частности, и объясняется как интенсивность японо-силласких контактов при Тэмму, так и их исключительно бесконфликтная тональность. Таких безоблачных отношений - по крайней мере, в том виде, в каком они представлены в «Нихон сёки» - в истории японо-силласких контактов больше не было никогда. Очевидно, что культурно-историческое влияние Силла заслуживает отдельного исследования, и именно правлению Тэмму в рамках такого исследования следовало бы уделить особое внимание, ведь именно при Тэмму были заложены основы централизованного древнеяпонского государства, осуществлены важнейшие реформы в самых разных областях.

Американский ученый Дональд Ф. Маккаллум отмечает, что при Тэмму именно государство Силла было ключевым дипломатическим и культурным партнером Ямато, и стало важнейшим источником многих нововведений, исследователь предостерегает от переоценки влияния Танского Китая в этот период[27].

Влияние Силла обнаруживается в области буддизма: обмен монахами, поездки японских монахов для обучения в Силла, архитектура (планировка построенного при Тэмму храма Якусидзи обнаруживает сходство с силласкими храмами)[28], скульптура. Многие исследователи - и японские, и корейские (Ли Ки-Донг) неоднократно обращали внимание также на сходство систем титулов знатности (кольпхум в Силла и кабане в Японии).

Обе системы включали 8 разрядов. В обоих случаях высший разряд («махито» (真人) - истинный человек - в Японии, и «чинголь» (真骨) - истинная кость - в Силла) включал представителей правящего рода. По-видимому, японские кабанэ приобрели сходство с силласской системой кольпхум после реформы титулов-кабанэ Тэмму[29].

 

Японский исследователь Маэкава Акихиса отмечает влияние ритуалов Силла на формирование комплекса в святилище Исэ - месте почитания первопредка императорского рода, богини Солнца Аматэрасу. Такое влияние он усматривает, во-первых, в изменении терминологии для обозначения святилища Исэ с «Исэ-синси» (伊勢紳祠) на Исэ-дзингу: (伊勢神宮), которое он относит ко второй половине VI в. Дело в том, что, согласно корейской летописи «Самгук саги», при 22-м ване (титул корейских правителей - Е.С.) Чиджын (500-514) в местности Наыль, куда снизошел с неба основатель Силла Хёккосё, был основан Священный дворец (神宮, кор. «сингун», яп. «дзингу:)[30]. Во-вторых, Маэкава также обращает внимание на то, что, согласно «Энгисики» («Внутриведомственные инструкции периода Энги», сост. в 927 г.), в ходе четырех ритуалов, проводимых в Исэ-дзингу:, использовались подношения курами/петухами и куриными яйцами, совершенно нехарактерные для других японских святилищ. И связывает это с распространенными в Силла (а также в Кая) представлениями о чудесном рождении первого правителя из яйца[31].

Однако интенсивность контактов между Японией и Силла после Тэмму заметно снижается. Это связано, в частности, с изменением политической ситуации - нормализацией отношений между Силла и Танским Китаем.

VIII столетие, несмотря на многочисленные впечатляющие успехи по созданию централизованного государства китайского образца, вошло в историю Японии также как эпоха политической нестабильности, вызванной столкновением разных идеологических моделей. Резкие колебания были характерны и для внешнеполитического курса и особенно заметны в отношении основного внешнеполитического партнера - Силла.

Из 24-х посольств, прибывших из Силла в Японию за период с 697 по 840 гг. 7 не были приняты[32], Силла же отказалась принять 3 посольства из Японии (см. примечание к таблице №2). Оставляя пока в стороне подробности внешнеполитических перипетий, посмотрим, как в собственно японских источниках объясняются причины отказа принять то или иное силлаское посольство.

Собственно конфликтная ситуация вокруг посольства из Силла возникает уже вскоре после смерти Тэмму, при его вдове, государыне Дзито: (690-697) - в 689 году. Тогда неудовольствие японского двора вызвали, во-первых, недостаточно высокий ранг посла из Силла, во-вторых, то, что посольство прибыло всего на одном корабле, вопреки принятым обыкновениям, т.е. посольство посчитали недостаточно представительным (Нихон сёки, Дзито:, 3-5-22, 689 г.)[33]. Однако решение было принято компромиссное - послам выразили неудовольствие, дань запечатали и вернули обратно, но пир в честь послов все же был устроен (Нихон сёки, Дзито:, 3-6-24, 689 г.).

В 735 г. уже прибывший в японскую столицу посол Силла (на Кюсю посольство прибыло в конце 734 года) объявил об изменении названия своей страны на 王城国 (яп. оодзё-куни, что можно перевести как «страна-государев оплот» или «страна-государева твердыня»; в корейских источниках, однако, никакой информации о таком изменении названия нет) (Сёку нихонги, Тэмпё:, 7-2-27, 735 г.). Изменение названия государства было равнозначно объявлению о своей самостоятельности и независимости, и это, разумеется, вызвало резкое недовольство двора Ямато - посольство было немедленно выслано из Японии. А в 736 г. уже японское посольство не было принято ваном Силла.

В 743 г. чиновник, отправленный в провинцию Тикудзэн (о.Кюсю), чтобы проследить за размещением прибывшего из Силла посольства, доложил, что посол из Силла называет дань местными продуктами (土毛). Последовало немедленное распоряжение объявить посольству о нарушении принятого этикета и выслать из Японии (Сёку нихонги, Тэмпё:, 15-4-25, 743 г.).

В 760 и 763 гг. посольства из Силла не были приняты на том основании, что послы не обладали достаточными полномочиями и не могли дать компетентных объяснений по поводу нарушений принятого этикета, имевших место в предыдущие годы (Сёку нихонги, Тэмпё: хо:дзи, 4-9-16, 760 г.; Тэмпё: хо:дзи, 7-2-10, 763 г.).

В 774 г. посол из Силла вновь называл дань не данью, а подарками (国信物), и потому посольство снова не было принято (Сёку нихонги, Хо:ки, 5-3-4, 774 г.).

Наконец, в 840 г. послов прислал не ван Силла, а влиятельный силлаский политик Чан Бого (790-?846), сумевший установить контроль над международной торговой сетью, включавшей Тан, Силла и Японию. Целью Чан Бого были торговые связи. Так как официальных дипломатических полномочий, подтвержденных ваном Силла, у Чан Бого не было, его послы не были приняты.

Итак, в глазах японского двора послы из Силла должны были соблюдать этикет младшего (вассала) по отношению к старшему (сюзерену). В связи с этим особое внимание уделялось следующим моментам: достаточно ли высок ранг посла; имеется ли у посла письмо от вана, составленное в надлежащей форме и помещенное в специальный ларец (Сёку нихонги, Хо:ки, 10-10-9, 779 г.); послам из Силла обязательно надлежало именовать подношения данью и никак иначе.

Свои претензии японский двор обосновывал тем, что так повелось со времен государыни Дзингу:. Так, в указе государыни Ко:кэн (749-758), оглашенном на пиру в честь послов из Силла, в частности, говорилось: «...Со времен государыни Окинага-тарахимэ (т.е. Дзингу: - Е.С.), усмирившей эту страну, и до дней нынешних [Силла] является нашей окраинной ширмой (букв. 蕃屏)» (Сёку нихонги, Тэмпё: сё:хо:, 4-6-17, 752 г.). К легенде о победоносном походе Дзингу: против Силла восходит и формулировка, что Силла испокон веков подносит дань/или служит правителям Японии «не осушая кормы судов и весел». Именно такая формула вкладывается в уста ванов Силла в «Нихон сёки», где приводятся и изустные слова ванов Силла, и стандартный текст их письменных посланий[34], а также в «Сёку нихонги» - где цитируются послания от ванов Силла (Сёку нихонги, Хо:ки, 11-1-5, 780 г.). Хотя сама легенда о походе Дзингу:, как уже упоминалось выше, достаточно поздняя.

Между тем Силла, по-видимому, претендовала на установление равных отношений с Японией. Так, в указе 814 г. говорится:

«Если ко двору прибудет принц из Силла, то в случае если он прибудет с данью, поступать [с ним] также как и с [послами из] Бохай. Если же он будет настаивать на равном обращении, в приеме ему отказать и немедленно отправить восвояси, выдав, однако, продовольствие на обратный путь» (Нихон ко:ки, Ко:нин, 5-5-9, 814 г.).

Таким образом, за спорами об этикете стоял вопрос об иерархии в отношениях, которую правящие круги двух стран представляли себе совершенно по-разному, и достичь приемлемого для обеих сторон компромисса в этом вопросе так и не удалось.

Возможно, рассматривая японо-силлаские отношения, следует учитывать и еще одну коллизию. Хорошо известно, что Тэмму пришел к власти после междоусобной войны, вспыхнувшей после смерти Тэнти (668-671), и впоследствии противопоставление двух династических линий братьев Тэнти и Тэмму еще долго сохраняло свою актуальность. Хотя до 770 г. престол занимали только потомки государя Тэмму[35], в 770 г., с восшествия на престол государя Ко:нин (770-781) династическая линия Тэнти была восстановлена. Хорошо известно, что Тэнти для потомков ассоциировался с китайской образованностью[36]. А Тэмму, хотя это и менее очевидно, с близкими и тесными связями с Силла.

В 698 г. зафиксирован случай поднесения дани Силла не только в Исэ-дзингу и другие синтоистские святилища, но и усыпальнице Тэмму (Сёку нихонги, Момму, 2-1-19, 698 г.). В 752 г., когда посольство Силла возглавлял принц Ким Тхэканъ (金泰廉), посланцы доложить о его прибытии были отправлены уже не только к усыпальнице Тэмму-Дзито:, но и к усыпальницам Тэнти, О:дзин, Гэммэй (Сёку нихонги, Тэмпё: сё:хо:, 4-3 (вставная луна) - 28, 752 г.). А вот посланцы с дарами от Тан в 754 году были отправлены только к усыпальнице Тэнти (Сёку нихонги, Тэмпё: сё:хо:, 6-3-9, 754 г.).

Представители рода Фудзивара, возвышение которого начинается при государе Тэнти[37], также известные своей китайской образованностью и ориентацией на культурные связи с Китаем[38], как мы увидим ниже, довольно часто занимали антисилласкую позицию.

Обратимся к более подробной истории японо-силласких контактов. Несмотря на множество конфликтов, значение официальных и неофициальных контактов с Силла имело огромное значение на протяжении большей части VIII столетия. Значимость культурных контактов с Силла нашла отражение не только в официальных хрониках, но и в первых поэтических антологиях. В 15-м свитке японоязычной антологии «Манъёсю» («Собрание мириад листьев», вторая половина VIII в.) есть цикл из 145 стихотворений, написанных членами японского посольства в Силла 736 г., все стихи сложены на территории японского архипелага, по пути в Силла, главная тема этого цикла - печаль разлуки с близкими. В первой китаеязычной антологии «Кайфусо:» (сост. в 751 г.) приводятся 10 стихотворений, сложенных по случаю прощального пира, данного членам посольства Силла в личной усадьбе принца Нагая (684-729). Точная дата проведения пира неизвестна, называются три возможных даты - 719, 723, 726 гг. Наиболее вероятной датой считается 726 г. Помимо собственно стихов, в которых авторы изливают свою печаль от разлуки с друзьями (т.е. с членами силлаского посольства), в «Кайфусо:» есть и впечатляющее описание пира, трактуемого как знак добродетельного правления.

Однако после смерти принца Нагая и усиления влияния рода Фудзивара, в отношениях с Силла происходит заметное ухудшение. В 732 г. были назначены военные губернаторы в округа То:кайдо:, То:сандо:, Сайкайдо:, Санъиндо:, причем назначение было произведено в один день с назначением послов в Тан. К тому времени Япония установила дипломатические отношения с соперником Силла - государством Бохай, а чуть раньше, в том же году прибывшее из Силла посольство попросило о сокращении числа посольств в Японию. В условиях возросшей напряженности в японо-силласких отношениях власти посчитали необходимым быть готовыми к военному конфликту.

В 734-736 гг. происходит дальнейшее обострение отношений, как уже говорилось, Япония и Силла обмениваются «любезностями» и поочередно высылают посольства из своих пределов, отказываясь принять их - в обоих случаях за нарушение этикета.

Любопытно, что после подавления мятежа Фудзивара-но Хироцугу на Кюсю в 740 г. в японо-силласких отношениях наступает некоторое потепление. Многие исследователи полагают, что Хироцугу был ярым сторонником карательного похода на Силла[39]. В «Секу Нихонги» имеется следующая запись: «Главнокомандующему Ооно-но Асоми Адзумахито и иже с ним был речен высочайший указ: «Нам доложили, что корабль с посольством из Силла прибыл в провинцию Нагато. Товары, имеющиеся на корабле складировать в этой провинции. Если среди членов посольства найдутся люди, коих можно использовать, главнокомандующему определить их на службу» (Сёку нихонги, Тэмпё:, 12-9-21, 740 г.). Видимо, силласцы действительно оказали помощь в подавлении мятежа. Сразу после его подавления в присутствии государя Сёму была исполнена музыка Силла и провинции Хида (Сёку Нихонги, Тэмпё:, 12-12-4, 740 г.).

При государыне Ко:кэн в 752 г. прибыло чрезвычайно представительное посольство из Силла, возглавляемое принцом. Все этикетные требования японского двора были соблюдены. Однако этого японской элите показалось недостаточно, и на прощальном пиру послам был речен указ государыни: «Отныне и впредь пусть ван самолично является к нашему двору и докладывает нам. Если же вместо него прибудет кто-то другой, то ему непременно следует иметь при себе письмо на высочайшее имя» (Сёку нихонги, Тэмпё: сё:хо:, 4-6-17, 752 г.).

По-видимому, такая бескомпромиссная позиция японской элиты привела к тому, что в следующем 753 г. ван Силла отказался принять японских послов. В корейской хронике «Самгук саги» об этом событии говорится: «Осенью, в восьмом месяце, прибыл посол Японского государства, но он вел себя гордо и бесцеремонно, поэтому ван не принял его и вернул назад»[40].

В 754 г. разразился скандал уже при Танском дворе. Во время церемонии новогоднего поздравления китайского императора японских послов поставили ниже послов Силла. Вернувшийся в Японию помощник посла Оотомо-но Комаро докладывал, что выразил свой протест - Силла с древности и до нынешних дней подносит дань Японии, а потому должна быть поставлена ниже Японии. Вряд ли это соответствует действительности, но согласно докладу Оотому-но Комаро, устроители вняли его словам и Силла с Японией поменяли местами (Сёку нихонги, Тэмпё: сё:хо:, 6-1-30, 754 г.).

Самое серьезное и острое обострение японо-силласких отношений приходится на правление государя Дзюннин (758-764), при котором власть была сосредоточена в руках Фудзивара-но Накамаро. Начиная с 759 г. были предприняты полномасштабные меры по подготовке военной экспедиции против Силла. Ни одного посольства в Силла при Дзюннин отправлено не было. И если принц Нагая давал пир в своей личной усадьбе гостям из Силла, то Накамаро устраивает в своей личной усадьбе пир для гостей из Бохай - главного противника Силла на материке (Маньёсю - 4514).

При Сё:току (764-770) повторно взошедшей на престол после устранения Накамаро, прибывшему из Силла в 769 г. посольству были предъявлены прежние претензии: использование термина «местные подношения» вместо «дань», отсутствие официального письма от вана. Однако же пир в управлении Дадзайфу (управление, которому подчинялись все провинции о. Кюсю), хотя и более скромный, чем для почетного гостя, был все же устроен, а вану Силла и послам были пожалованы подарки (силласцы доставили письма от Фудзивара-но Киёкава и Абэ-но Нарамаро, находившихся при Танском дворе).

При следующем государе Ко:нин (770-781) общее отношение как к Силла, так и к силласцам заметно ухудшается. В 774 г. посольство из Силла не было принято. Причины были прежние - послы снова называли дань подарками, и при них снова не было письма от вана. В том же году был издан указ, предписывающий опрашивать прибитых волнами к берегам Японии силласцев о том, действительно ли они хотят стать подданными японского государя, и если нет, повелевалось снабжать их продовольствием и отправлять обратно (Сёку нихонги, Хо:ки, 5-5-17, 774 г. ). Кроме того, был издан указ о сооружении храма Сио:дзи (四王寺, храм четырех небесных государей) и четырех статуй в Дадзайфу с тем, чтобы изгнать злобу силласцев. В нем, в частности, говорилось: «...силласким злодеям не ведомы сострадание и долг. Они заведомо питают злобу и постоянно насылают порчу. Буддам и богам-ками трудно разобраться в этом и воздать за деяния» Далее следует распоряжение построить храм четырех небесных государей, отлить четыре статуи, назначить четырех монахов безупречного поведения читать заклинания перед четырьмя статуями и т.д. (Руйдзю сандай кяку[41], Хо:ки, 5-3-3, 774 г.).

Еще одно - очень представительное посольство из Силла, включавшее также гостей из Тан, прибыло в 779 г. Посольство было принято, но в письме, дарованном послу говорилось: «Отныне и впредь пусть Ваши послы непременно имеют при себе письмо в ларце и преподносят его в соответствии с этикетом. Ныне мы приказываем пограничным гарнизонам управлений Цукуси, Цусима и других [рубежей]: «Если прибудут послы без бумаг, высылать их за пределы [нашей страны]». Вам следует это знать» (Сёку нихонги, Хо:ки, 11-2-15, 780 г.).

После этого официальные контакты между Силла и Японией практически прекращаются (хотя торговые контакты, сосредоточенные в руках силласких торговцев, и продолжались), и в дальнейшем основной тенденцией становится нарастание антисилласких настроений[42].

Одним из поворотных моментов, маркирующих кульминацию этого процесса, считается докладная записка Фудзивара-но Мамору (779-857) 842 г. Фудзивара-но Мамору, на тот момент занимавший должность управителя Дадзайфу, изложил свои соображения в четырех пунктах. Он, в частности, утверждал, что под видом торговли силласцы занимаются шпионской деятельностью, а посему следует запретить всем силласцам ступать на японскую землю (Сёку Нихон ко:ки, Дзё:ва, 9-8-15, 842 г.). И хотя Главный Государственный Совет посчитал такую меру негуманной и отверг это предложение, с этого времени силласцам более не разрешали принимать японское подданство[43].

В дальнейшем львиная доля упоминаний о Силла и силласцах фиксирует пиратские нападения злокозненных подданных Силла. Причем случалось, что любые подозрительные или агрессивные действия японцы незамедлительно приписывали силласцам, а впоследствии подданным корейского государства Корё, сменившего Силла на Корейском полуострове. Так, в 868 году за шпионов из Силла приняли прибитых к берегам Японии бохайцев[44], а в 1019 г., когда острова Ики и Цусима подверглись нападению чжурчжэней, при дворе посчитали, что это напали люди из Корё[45]. Негативное и подозрительное отношение к силласцам, безусловно, отразилось и на подданных Японии силлаского происхождения. Косвенным свидетельством тяжелого положения силласцев, принявших японское подданство, является, в частности, сообщение о мятеже 820 г.: «700 силласцев, расселенных в провинциях Тоотоми и Суруга, подняли мятеж. Срывали свой гнев на людях. Сжигали дома. Были подняты войска обеих провинций, атаковали мятежников, но не смогли одержать победы. [Мятежники] погрузили на корабли украденный рис провинции Идзу и вышли в море. Были подняты войска провинций Сагами, Мусаси и всех семи провинций. Объединенными силами [мятежники] были настигнуты и уничтожены» (Нихон киряку[46], 11-2-14, 820 г.)[47].

Антисиллаские настроения, в конце концов, привели к прекращению не только официальных, но и торговых контактов с Силла - начиная с последней трети IX в. торговые связи и обменные контакты с материком стали осуществляться при посредничестве китайских торговцев.

Таким образом, расцвет японо-силласких отношений приходится на правление Тэмму. Именно этим, видимо, можно объяснить отсутствие негативных сообщений о Силла в «Кодзики», источнике составленном, как известно, по прямому указанию Тэмму. Даже завоевание Силла государыней Дзингу: по «Кодзики» предстает добровольным и бескровным, тогда как в одном из вариантов «Нихон сёки» покорение Силла описывается уже совсем иначе:

«...захватив вана Силла в качестве пленника, ладья причалила к берегу, и вану выдернули коленные чашечки и заставили ползать по камням. Через некоторое время его убили и закопали в песок»[48].

Вскоре после правления Тэмму между Силла и Японией вновь возникают трения, и в дальнейшем на протяжении большей части VIII столетия отношения между двумя странами отмечены нестабильностью и колебаниями от мирных добрососедских контактов до конфликтных ситуаций на грани вооруженного столкновения.

Начиная с последней трети VIII столетия японская элита все более последовательно утверждается в антисиллаской позиции.

В целом представления японской элиты о месте Японии в дальневосточной внешнеполитической иерархии и ее внешнеполитические амбиции не совпадали с реальным положением дел. Силла традиционно поддерживала самые тесные отношения с Танским Китаем, а представители ее элиты нередко делали успешную карьеру при Танском дворе, соответственно и статус Силла в Китае был выше статуса Японии, по-прежнему воспринимавшейся как варварская окраинная страна. В этой ситуации главным виновником нарушения истинного и справедливого, по мнению японской элиты, порядка вещей (согласно которому, в частности, Япония стоит на более высокой ступени иерархии, нежели Силла) в Японии все чаще стали считать именно государство Силла. В итоге, в официальных японских источниках образ Силла - страны, оказавшей огромное влияние на японскую политическую и духовную культуру на ранних стадиях складывания централизованного государства - приобрел со временем почти исключительно отрицательные характеристики. А официальные, а позже и торговые связи между Японией и Силла были прерваны.

За прекращением официальных контактов с Силла последовало свертывание официальных контактов и с Китаем. В IX в. складывается представление о Японии как о «стране богов», стране, где в отличие от Корейского полуострова и Китая, охваченных смутами, царит несменяемая императорская династия, правление которой продлится десять тысяч поколений. Как отмечает Хотатэ Митихиса, оборотной стороной такого идеологического комплекса стало представление об извечном соперничестве с Силла и северо-восточными варварами-эмиси[49].


[1] Бохай (698-926) - государство, созданное тунгусоязычными племенами и занимавшее часть современного Приморского края, Северной Кореи и Северо-Восточного Китая.

[2] «Нихон сёки» («Анналы Японии», 720 г.), все цитаты из этого источника приводятся по: Нихон сёки - Анналы Японии. Пер. и коммент. Л.М.Ермаковой и А.Н.Мещерякова, Тт.1-2, «Гиперион», Спб., 1997.

[3] «Сёку нихонги» («Продолжение Анналов Японии», 797 г.), все цитаты приводятся по изданию: Сёку нихонги. Сер. «Син нихон котэн бунгаку тайкэй», изд-во «Иванами сётэн», Токио, 1989-1996.

[4] «Нихон ко:ки» («Поздние Анналы Японии», 840 г.), все цитаты приводятся по изданию: Нихон ко:ки. Под редакцией Куроита Нобуо и Морита Тэй. Сер. «Нихон сирё:», изд-во «Сюэйся», Токио, 2003.

[5] «Сёку нихон ко:ки» («Продолжение поздних анналов Японии», 869 г.), все цитаты приводятся по сетевому изданию источника: http://j-texts.com/sheet/shokukouki.html

[6] «Самгук саги» («Исторические записи трех государств», 1145 г.), все цитаты приводятся по: Самгук Саги. Исторические записи трех государств. Под ред. М.Н. Пака и Л.Р.Концевича, Т.1-3, М., «Восточная литература», 1995-2002.

[7] «Кодзики» («Записи о деяниях древности», 712 г.), все цитаты приводятся по: Кодзики. Записи о деяниях древности. Т. 1, Перевод со старояпонского и комментарий Е.М. Пинус, Спб., «Шар», 1994; Т.2, Перевод со старояпонского, предисловие и комментарий Л.М. Ермаковой и А.Н.Мещерякова, СПб, «Шар», 1994.

[8] В записях о правлении Ю:ряку сообщается о прибытии в Ямато переселенцев из царства У. - Кодзики. Т.2, с. 193.

[9] Пэкче (яп. Кудара) упоминается в связи с корейским походом Дзингу: как «заморское владение» Ямато, а в правление О:дзин говорится о сооружении пруда с таким названием. - Кодзики, Т.2, с. 82, с. 92.

[10] Танака Юдзуру. «Кодзики», «Нихон сёки»- ни миру Сираги дзо //Хигаси Азиа-но кодай бунка (93), 111-123, 1997-11, с.112.

[11] Кодзики. Записи о деяниях древности. Свитки 2-й и 3-й. Пер., пред. и коммен. Л.М.Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Спб., «Шар», 1994, с. 80.

[12] В 661-668 гг. в Корею были отправлены три экспедиционных корпуса для оказания помощи союзнику Ямато государству Пэкче в войне против коалиции Силла и Тан. В результате серии поражений, наиболее сокрушительным из которых было поражение в морской битве в устье р. Пэккан в 663 г., корпус бесславно вернулся на родину.

[13] Кодзики, Т.2, с. 82.

[14] Там же, с. 92. Кодзики. Сер. «Нихон сисо: тайкэй 1», изд-во «Иванами сётэн», Токио, 1983, сс. 214-215

[15] Никитина М.И. Древнекорейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982, сс. 92-100

Кодзики. Записи о деяниях древности. Свитки 2-й и 3-й. Пер., пред. и коммен. Л.М.Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Спб., «Шар», 1994, с. 184.

Кодзики. Записи о деяниях древности. Свитки 2-й и 3-й. Пер., пред. и коммен. Л.М.Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Спб., «Шар», 1994, с. 184.

[17] Танака Юдзуру. Ук. соч., с. 111.

[18] Нихон сёки, Т.1, с.143-144.

[19] Нихон сёки, Тюай, 8, Т.1, с.262.

[20] Нихон сёки, Дзингу, 5, Т.1, сс.276-277; Дзингу, 47, сс.279-280. У сюжета с бегством силлаского заложника есть корейские параллели в «Самгук саги» и «Самгук юса» («Забытые деяния трех государств», 1285 г.), но если, согласно «Нихон секи», бегство оказалось неудачным, то по корейским источникам побег удался, а главный его организатор - силлаский чиновник Пак Чесан (по «Самгук юса» - Ким Чесан) становится образцом преданного слуги - даже под пытками он отказывается признать себя подданным японского правителя. - Самгук Саги, Т.1, с.102; Т.3, СС.160-161; Самгук Юса, Свиток 1, Ван Намуль и Ким Чесан. - Самгук юса. Вонмун-ёкчу. Ли Бёнъ До ёкчу. Сеул, 1962, сс. 40-42. Выражаю признательность Пак (Пироженко) В.В. за любезно предоставленную возможность ознакомиться с рукописью перевода первого свитка «Самгук юса» на русский язык.

[21] Подробнее об истории Каяских госудраств см.: Тихонов В.М. История каяских протогосударств (вторая половина V в. - 562 г.). М., «Восточная литература», 1998.

[22] Судзуки Хидэо. «Мимана-Нихонфу» (дзай Ара сё: Ямато оми)-но кайтай то Когурё// Нихон кодай-но кокка то сайги. Токио, 1996, сс.221-222.

[23] НС.Т. 2, с.68.

[24] Известно, что основным материалом для записей правлений Кэйтай и Киммэй в «Нихон сёки» послужили «Пэкче понги» (яп.. «Кудара хонги») - «Основные записи Пэкче», источник не сохранившийся до наших дней, составленный, по-видимому, уже после крушения государства Пэкче пэкческими беженцами, оказавшимися в Японии. - Sakamoto Taro. The Six National Histories of Japan. Tokyo, 1997, pp.48-49.

[25] Нихон сёки, ук. соч., Т.2, с.47.

[26] Нихон сёки, Т.2, с.62.

[27] Donald F. McCallum. The Four Great TEMPLES. Buddhist Archaeology, Architecture, and Icons of Seventh-Century Japan. University og Hawai`I Press, 2009, P.204

[28] Donald F. McCallum, Op.cit, pp. 210-212.

[29] Lee Ki-dong. Silla`s Kolp`um System and Japan`s Kabane System//Korean Social Science Journal, 1984, V.11, pp.7-24.

[30] Маэкава Акихиса. Исэ-дзингу то Сираги-но сайси//Нихон-но нака Тёсэн бунка. 22. 1974.

[31] Он же. Исэ-дзингу то рансэй сэцува//Хигаси Адзиа-но кодай бунка. 11. 1977.

[32] Посольство из Силла 721 г. не было принято из-за траура после смерти бывшей государыни Гэммэй, и поэтому в данной статье рассматриваться не будет.

[33] В «Нихон сёки» в записях правления Дзингу: о походе против Силла после того, как ван Силла признает себя подданным японской государыни, говорится следующее: «И вот, ван Силла, Пхаса Мэrым, выдал [rосударыне] в качестве заложника Митильги-Чипходжин-канки, дань в виде золота, серебра, цветных каменьев, узорноrо шелка, тонкoгo шелка, из тонкой нити тканого шелка на восемьдесят кораблей наrрузил, чтобы они следовали за войском [rосударыни]. Отсюда и происходит обыкновение - ван Силла поставляет в Японию дань на восьмидесяти кораблях». НС. Т.1 с.269. Цифра «восемьдесят» здесь означает - множество, а не точное число кораблей. - См. Мещеряков А.Н. Символика числа 8 в японской официальной культуре VII-VIII вв. // Проблемы Дальнего Востока. 1999, № 3, сс. 125-133.

[34] Нихон сёки, Дзингу: Т.1, с. 269; Нихон сёки, Дзито:, 3-5-22, 689 г. Т.2, с. 274.

[35] Хотя государыни Дзито: (690-697) и Гэммэй (707-715) были дочерьми Тэнти, их возведение на престол преследовало целью сохранение трона за потомками Тэмму.

[36] Мещеряков А.Н. Рецепция теории «мандата Неба» в древней Японии (VII-VIII вв.) // Япония. Путь кисти и меча, 2002, № 1, сс. 52-58.

[37] Подробнее об основателе рода Фудзивара-но Каматари и идеальном тандеме Каматари-Тэнти см.: Сахарова Е.Б. Жизнеописание Фудзивара Каматари: континентальные прототипы. - Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Выпуск XXIX. История и культура традиционной Японии-2. М., 2011, сс. 8-38. 

[38] Мещеряков А.Н. Возвышение рода Фудзивара (китайская образованность, политическая система и официальная идеология в Японии VII-VIII вв.) // История и культура Японии, М., «Крафт+», 2001, сс. 26-62.

[39] Хотатэ Митихиса. Коганэ кокка. Хигаси Азиа то Хэйан Нихон. «Аоки сётэн», Токио, 2004, с.49-51.

[40] Самгук Саги. Исторические записи трех государств. Под ред. М.Н. Пака и Л.Р.Концевича, Т.1, М., «Восточная литература», 2001, с.228.

[41] «Руйдзю: сандай кяку» («Классифицированный сборник нормативных установлений трех периодов», нач. X в.). Цитата приведена по изданию: Руйдзю: сандай кяку. Сер. «Кокуси тайкэй», изд-во «Ёсикава Кобункан», Токио, 2003, Т.1, с. 45.

[42] Подробнее о нарастании антисилласких настроений см.: Мураками Сиро. Кю:сэики-ни окэру Нихон рицурё кокка-но тайгай исики то тайгай ко:цу://Сигаку, 69 (1), 1999-08, сс.25-49.

[43] Хотатэ Митихиса. Коганэ кокка. Хигаси Азиа то Хэйан Нихон. «Аоки сётэн», Токио, 2004, с.139.

[44] Окумура Ёсинори. Сирагидзин-но райко-ни цуйтэ// Th с. 133.

[45] Окимура Ёсинори. Силладзин райко-ни цуйте. //The Journal of the Historical Association of Komazawa University 18, 113-136, 1971-04, с. 133.

[46] «Нихон киряку» («Краткая история Японии», вторая половина XI-XII вв.), цитируется по изданию: Нихон киряку. Под ред. Куроита Кацуми, Сер. «Синтэй дзо:хо Кокуси тайкэй», изд-во «Ёсикава кобункан», Т. 10, Токио, 2008.

[47] Окимура Ёсинори предположил, что одной из причин мятежа была нехватка земли в IX в., в результате

чего далеко не все новые японские подданные могли получить земельные наделы. В связи с этим многих переселенцев селили в малоосвоенной провинции Муцу, отличавшейся к тому же неблагоприятными для рисоводства климатическими условиями. - Окимура Ёсинори. Ук. соч., сс. 126-127.

[48] Нихон сёки, Дзингу, Т.1, с. 271.

[49] Хотатэ Митихиса. Ук. соч., с. 175.

 
« Пред.   След. »