Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Политика arrow Шашкова Ю.О. Япония в войне с Россией 1904-1905 гг.
Шашкова Ю.О. Япония в войне с Россией 1904-1905 гг. Печать E-mail
15.10.2014 г.

Япония в войне с Россией в 1904-1905 гг.

Шашкова Юлия

Тема русско-японской войны широко освящена как в России, так и за рубежом, многие работы охватывают именно военные события того времени, мы же хотим исследовать то, как сами японцы относились к войне с Россией, как они видели войну и реагировали на новости с фронта, а также к каким последствиям привело подписание мирного договора с Россией.

Для начала мы бы хотели выделить две основные группы японцев, руководствуясь тем, какие идеалы и ценности они чтили. Итак, к первой группе мы отнесем «традиционных» японцев, которые свято чтили традиционные идеалы, не жалели себя ради Императора, считали необходимым доказать на примере войны с Россией, что Япония - великая держава. Ко второй мы отнесем «прогрессивных» японцев, которым оказалась близка западная мысль с ее гуманными идеями: никакая высшая цель не стоит человеческой жизни, война будет выгодна только узкой высшей прослойке общества. Япония в начале XX в. все еще оставалась аграрной страной, основным населением были крестьяне, которые поколениями воспитывались в традиционной манере, поэтому первая группа оказалась наиболее многочисленной.

Историк Окамото Сюмпэй задается вопросом: что поддерживало дух народа в это тяжелое время? Ответ он дает следующий: «Отчасти - преданность Императору и государству. Но больше всего - победоносные новости о ходе войны и ожидание победы, которую обещали все газеты подряд» [1]. Каждая значительная победа на суше или на море являлась поводом для всенародного праздника, но тем самым это привело к тому, что люди были спокойны и уверены в скорейшем абсолютном разгроме России [2].

С началом войны стали появляться различные молодежные организации, которые помогали семьям тех, кто ушел на службу, также эти молодежные отряды посылали солдатам на фронт вещи первой необходимости, посылки и письма от родных [3]. Роль подобных молодежных отрядов очень велика, так как эти организации выполняли важную патриотическую роль и поддерживали военный дух солдат, которые отныне знали, что их семьи не пропадут, и что теперь можно полностью сосредоточиться на военном деле.

Уже 10 февраля 1904 г. в Токио прошел первый парад победы, организованный студентами [4]. Мы бы хотели подчеркнуть здесь, что именно студенческое сообщество стало инициатором этого парада. На наш взгляд, студенчество - одна из наиболее активных социальных групп любого общества, это будущее всей страны. Именно поэтому, нам очень важно продемонстрировать, какие настроения царили в студенческой среде. Сам парад мы условно называем «Парадом бумажных фонарей», так как в честь первой крупной победы над Россией было сделано множество бумажных фонарей, украшенных всевозможными иллюстрациями на тему русско-японской войны. Наиболее ярким, на наш взгляд, было изображение двуглавого орла, закованного в цепи. Можно сделать вывод о том, что люди были настроены агрессивно по отношению к России и одобрительно в отношение начатой войны. Для поддержания атмосферы праздника в Токио с сентября 1904 г. начали курсировать «цветочные трамваи» в честь победы в Ляоянском сражении [5]. Таким образом, в тылу царила атмосфера праздника, люди верили в победу японской армии и смотрели в светлое будущее великой Японской империи.

Русско-японская война вдохновляла многих деятелей искусства на создание патриотических произведений. Конечно, большинство работ было создано по заказу правительства и это сказывалось на достоверности событий, отраженных в произведениях. Так в 1905г. художник Госэда Хорю II спонсировал создание панорамы «Морское сражение Японии» - военный корабль Mikasa, который двигался по механическим волнам [6]. Данная экспозиция должна была передавать масштаб войны, продемонстрировать мощь японского флота и тем самым, укрепить в людях чувство патриотизма и популяризировать войну.

Фотография постепенно вытесняла традиционные гравюры, это связано, во-первых, с тем, что фотографии были более детализированными, во-вторых, производство и копирование фотоматериалов занимало значительно меньше времени, чем изготовление гравюр по традиционным технологиям. В-третьих, фотограф может запечатлеть миг или эмоции, которые невозможно передать через гравюру. В-четвертых, фотографию можно использовать как источник. Так преподаватель Йошида Ивао использовал фотографии из разворотов газеты «Йомиури» с портретами генерала Куроки, адмирала Макарова и доктора Аниты Ньюком МакГи (работала медсестрой-добровольцем в Японии в течение войны) для развития чувства патриотизма среди школьников [7]. Очень интересна подборка фотографий, выбранная преподавателем. Похоже, что Йошида, будучи человеком грамотным и высокообразованным, понимал, что помимо японских героев были и другие люди, достойные звания герой в не меньшей степени и что геройство не может быть определено по национальному и гендерному признаку.

Казалось бы, практически все люди были так увлечены войной, что забывали о собственных бедах, но существуют факты, которые утверждают обратное. Многие не выдерживали постоянного напряжения, давления и колоссальных налогов. В августе 1904 г. в Иокогаме забастовали трамвайщики, требовавшие увеличения заработной платы, также не прекращалась стачечная борьба рабочих, которая приобрела антивоенный характер. Антивоенные настроения проявлялись и среди японского крестьянства, это связано было с недовольством мобилизацией в армию: деревня попросту лишалась рабочих рук [8], что неминуемо приводило к сокращению посевных площадей, что могло привести и к краху экономики.

В сентябре 1904 г. известная японская поэтесса Ёсано Акико опубликовала поэму «Ты не должен умирать» с призывом о прекращении войны: «Да пусть падет этот проклятый Порт-Артур!/Или же пусть выстоит он, что изменит он?». Это стихотворение стало гимном антивоенного движения и символом усталости от войны и от невосполнимых потерь [9].

Против войны выступали японские социалисты, которые группировались вокруг Социалистической Лиги, возглавляемой Катаяма Сэн и Котоку Дэндзиро. Еще в конце 1903 г. Катаяма и ряд единомышленников организовали поездку по Японии, чтобы разъяснить людям, во что грядущая война может превратиться: «Гвоздем нашей антивоенной пропаганды был тезис, что будет капиталистическая война, которая неизбежно принесет дальнейшие страдания и нищету рабочим...». Такие заявления нашли отклик среди людей, но таких было меньшинство. Социалистическая Лига провела 18 октября 1903 г. первый антивоенный митинг в рабочем районе Токио (Канда). Митинг прошел успешно, рабочие «с горячей симпатией встретили антивоенные речи ораторов» [10]. Тем не менее, вся страна работала на войну, стачки и забастовки были всего лишь мелкими очагами недовольства, которые не могли помешать ходу военных кампаний.

Японцы очень любят искать во всем символизм, особенно в цифрах. На какую войну ни посмотри, будь то японо-китайская или же русско-японская, относительно 1900 г., они обе отделены временными рамками в 4 года. Одно из чтений цифры «четыре» в японском языке звучит как «shi», что также «означает смерть» (само написание 4 похоже на смерть: 四-死). В народе этот временной промежуток называли «годами смерти» [11].

Японское население в начале войны было переполнено энтузиазма и было готово на все ради того, чтобы Япония одержала победу в войне над Россией. Постепенно люди начинали осознавать, насколько тяжело в моральном и физическом плане обходится им война, теперь мнение народа стало постепенно меняться. Возросла роль социалистического движения среди рядового населения.

Война закончилась победой Японии, казалось бы, что может быть лучше, но у народа даже по поводу мира не было единого мнения. Мы проследим, какие факторы играли первостепенную роль для японцев при формировании позиций «за» и «против» такого завершения войны.

Итак, те, кто выступал за длительную войну, объясняли свою позицию нарастающей мощью Японии в результате победоносных кампаний против России и считали, что чем дольше будет длиться война, тем грандиознее будет победа Японии. Те же, кто хотел скорейшего завершения войны, аргументировали свою позицию тем, что Японии может не хватить финансовых и людских ресурсов на затяжную войну.

Отметим, что первоначально сторонников затягивания войны было меньше, чем тех, кто хотел скорейшего ее завершения. Мы можем объяснить такую тенденцию следующим образом. У людей существовал страх перед Россией, ведь эта держава входила в число сильнейших и самых влиятельных государств и отстаивала свое могущество уже на протяжении долгого времени, а Япония - небольшое островное государство, которое только после японо-китайской войны постепенно начало понимать свою значимость, но тем не менее на международной арене к ней относились хоть и настороженно, но все же как передовую державу не воспринимали.

Постепенно, когда японская армия стала одерживать одну победу за другой, люди поняли, что победа не за горами и что вот-вот Россия запросит мира, но война затягивалась и народ стал осознавать, что только полный разгром будет способствовать капитуляции Российской Империи. Сторонников данной позиции становилось все больше.

Японский историк Янага говорил, что «для большей части японской нации такие условия заключения мира, как контрибуция в несколько млрд иен, получение всего Сахалина и всей КВЖД, передача аренды Ляодунского полуострова, отказ России от всех ее специальных прав в Корее и Маньчжурии, явились минимальными условиями мира» [12]. Таким образом, простые японцы считали, что Япония полностью разгромила Россию и теперь может диктовать ей условия мирного договора, который бы в полной мере устраивал только последнюю сторону, потому что у Российской Империи нет иного выхода, как принять все требования и в полной мере их реализовать.

Когда Портсмутский договор был ратифицирован в Японии, реакция народа не заставила себя ждать. Беспорядки стали формой проявления недовольства народных масс, уставших от войны и внезапно осознавших, что Правительство им постоянно лгало, и что все их старания и жертвы на нужды фронта были напрасны [13]. В Токио, Кобе, Йокогаме и в ряде других городов прошли шумные митинги, на которых протестующие требовали возобновить военные действия и не ратифицировать мирный договор. Помимо этого с 24 по 26 августа в Токио проходили массовые погромы: был сожжен дом министра внутренних дел, снесена статуя министра Ито, разрушены несколько христианских храмов, в том числе и православный, были убиты 10 христианских миссионеров и т. п. [14].

Ситуация в стране ухудшилась: 1905 г. был неурожайным, что привело к росту цен на рис, что стало поводом к народному выступлению. 3 сентября 1905 г. в Осака прошел большой митинг, на котором была принята резолюция, требовавшая, чтобы Правительство Кацура отказалось от мирного договора с Россией и продолжало войну. Следующий митинг начался в Токио в парке Хибия 5 сентября. Движение протеста охватило весь Токио: везде происходили столкновения народа с полицейским, жгли полицейские учреждения, общественный транспорт. «Императорская столица окрасилась в красный цвет от крови и огня» [15].

Движение в парке Хибия рассматривается историками как начало «тенденции масс к участию в японской политике» [16]. Мы придерживаемся этой точки зрения, и считаем, что данный этап можно считать поворотным моментом в истории Японии. Сама русско-японская война, на наш взгляд, повлияла и на самосознание японской нации - люди стали активнее вести себя, открыто выражать свою позицию и недовольство нынешним политическим курсом, правящие круги были вынуждены впредь мириться с мнением народа, который постепенно становился все более активным участником в жизни государства.

1.  Окамото С. Японская олигархия в русско-японской войне. М.: Центрполиграф. 2003. С. 180

2. Там же. С. 180

3. Там же. С. 151

4. Naoko Shimazu. Japanese Society at War. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. P. 17

5. Там же. С. 17

6. Там же. С. 20

7.  Там же. С. 26

8. История Японии (1868-1998): в 2 т. Т. 2. М.: ИВРАН, 1999. С. 197

9. Naoko Shimazu. Japanese Society at War. P. 31

10. Бедняк И. Я. Очерки новой истории Японии (1640-1917). М, 1938. С. 398-399

11. 日本の戦争の歴史。明治以降の日本と戦争。日本、2011. ページ24 (Нихон но сэнсоо но рэкиси. Мэйдзи ико но Нихон то сэнсо. Военная история Японии. Япония и войны с начала периода правления Мэйдзи. Япония, 2011. C. 24)

12. Маринов В. А. Россия и Япония перед первой Мировой войной (1905-1914). М.: Наука, 1974. С. 17

13. История Японии (1868-1998): в 2 т. Т. 2. М.: ИВРАН, 1999. С. 212

14. Из истории русско-японской войны 1904-1905гг. С. 323

15. Бедняк И. Я. Очерки новой истории Японии (1640-1917). М, 1938. С. 413-414

16. Окамото С. Японская олигархия в русско-японской войне. С. 310

Шашкова Юлия Олеговна, студентка первого курса магистратуры, УрФУ

Библиографические данные публикации: Новый взгляд. Япония: переломные моменты в истории: сб. конф. Japan Report,15-16 окт. 2011, Москва/Отд. Япон. Культуры "Japan Foundation" ВГБИЛ, Российская ассоциация Японоведов. - М.: Наталис, 2011. - 144 с.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН