Menu Content/Inhalt
Главная
Акимова В.В., Тихоцкая И.С. Современное состояние и перспективы развития солнечной энергетики Печать E-mail
24.10.2014 г.

Современное состояние и перспективы развития солнечной энергетики в Японии

Акимова В.В., Тихоцкая И.С.

На протяжении последнего десятилетия солнечная энергетика превратилась в одну из самых быстрорастущих отраслей возобновляемой энергетики. Она развивается более чем в 60 странах мира, а в ряде стран уже способна составить самую серьезную конкуренцию традиционной энергетике.

Большой потенциал развития отрасли обусловлен естественным стремлением каждой страны к обеспечению национальной энергетической безопасности, озабоченностью экологическими последствиями использования ископаемых источников энергии и их устойчивым удорожанием.

Япония является одной из передовых стран в области развития технологий использования солнечной энергии (11% мировых мощностей) и входит в пятерку стран-лидеров по наращиванию мощностей солнечной энергетики, чему способствует и весьма высокий уровень инсоляции в стране - 4,3-4,8 кВт/м2 в день. Она была первой страной, которая стала развивать солнечную энергетику на законодательном уровне - еще в 1994 г. министерство экономики, промышленности и торговли (МЭТП) приняло программу субсидирования индивидуальных солнечных установок. Первоначально субсидии покрывали 50% стоимости фотовольтаических систем, что сразу же дало мощный импульс для их быстрого распространения.

В 2004 г. Япония первая в мире преодолела отметку в 1 ГВт солнечных мощностей, но самым мощным солнечным электрогенератором (38% мировых установленных фотовольтаических мощностей) оставалась лишь до 2005 г.[1], когда на первое место вышла Германия, до сих пор занимающая первое место по развитию фотовольтаики.

В середине 2000-х гг. развитие солнечной энергетики в стране на некоторое время относительно замедлилось, что отчасти объясняется принятием в 2002 г. новой энергетической программы, нацеленной на дальнейшее наращивание мощностей ядерной энергетики (эквивалентное 17,5 ГВт).

Однако события марта 2011 г. привели к тому, что уже в июле того же года Советом по энергетике и окружающей среде (СЭОС) Японии было принято решение о сокращении зависимости от атомной энергии. По сути, Япония шла к пересмотру всей своей энергетической стратегии - взамен наращивания мощностей АЭС, к предполагаемому отказу (не в последнюю очередь - под давлением общественности) от использования атомной энергии, к планам значительного увеличения доли возобновляемых источников в энергобалансе страны.

В 2012 г. японское правительство ввело беспрецедентно высокий тариф закупки электричества, вырабатываемого солнечными электростанциями: 42 иены за кВт*ч (тогда - порядка $0,53, сейчас - около $0,42), скорректированный в апреле 2013 г. (до 37,8 иены, или около $0,38 за кВт*ч) в связи с падением цен на фотоэлементы. В соответствии с данным тарифом цена закупки фиксируется на 20 лет вперёд. В результате всего за один год страна восходящего солнца обогнала Германию и Италию, превратилась в крупнейший по величине рынок солнечной энергетики планеты и вошла в состав мирового «солнечного клуба» - группировки стран, суммарные мощности солнечной энергетики в каждой из которых превысили 10 ГВт[2]. Такими темпами солнечная энергетика не развивается больше нигде в мире - это настоящий солнечный «бум».

Раннее появление фотовольтаического рынка в Японии оказало заметное влияние и на развитие высокотехнологичных направлений ее промышленности и производство фотоэлементов и солнечных батарей. Компании, получившие выигрыш от государственных преференций на первом этапе, и сейчас возглавляют развитие фотовольтаики в стране - это Sharp, Sanyo и Kyocera. Именно эти японские корпорации помогли удержать разработку и производство солнечных батарей во всем мире на плаву, когда в 1990 г. правительство США решило отменить финансирование этой отрасли.

Вместе с тем, Япония заинтересована в привлечении на свой рынок иностранных фотоэлектрических компаний для ускорения поставок и, следовательно, сооружения установок. Однако она остается жестким рынком для «неяпонских» компаний, поскольку японские потребители предпочитают покупать солнечные батареи (как и все прочее), произведенные в своей стране. Еще сложнее пробиться к покупателю на японском рынке инверторов (преобразователей энергии) ввиду жестких правил сертификации, которые к тому же постоянно ужесточаются. Нередко возникают ситуации, когда продукт требует модернизации, прежде чем успевает себя окупить. Таким образом, рынок инверторов на сегодняшний день - «узкое место», негативно влияющее на темпы развития отрасли в целом.

В дополнение к этому, в Японии сложилась ситуация, препятствующая полноценному внедрению солнечных установок в существующие энергосети. Дело в том, что в 1885 г. Tokyo Electric Light Co, имевшая сильные позиции и связи в Восточной Японии, купила электротехническое оборудование в Германии, а Osaka Electric Lamp, доминировавшая в Западной Японии, - у General Electrics. В результате, энергосистема Японии еще с эпохи Мэйдзи обладает уникальным, в своем роде смешанным, «евро-американским» характером: на северо-востоке частота тока - 50 Гц (как в Европе), а на юго-западе - 60 Гц, как в США[3]. Между двумя энергосистемами есть три частотных преобразователя общей мощностью 1 ГВт, что крайне немного при такой высокой потребности в электроэнергии, которая есть в современной Японии.

Для того чтобы можно было перебрасывать электроэнергию из одной части страны в другую, необходимо отделить мощности по транспортировке электроэнергии от генерации и продаж и тем самым положить конец более чем вековой раздробленности энергосистемы.

Правительством Синдзо Абэ в октябре 2013 г. был пересмотрен закон, направленный на либерализацию энергетического рынка в 2015-2020 гг. В соответствии с ним предполагается создать службу мониторинга спроса и предложения электричества в разных регионах страны, наделенную полномочиями отдавать коммунальным предприятиям распоряжение о дополнительной поставке энергии в случае ее дефицита, а при необходимости даже за счет увеличения выработки электроэнергии. Эта служба будет также планировать производство весьма вариабельной возобновляемой энергии, для того чтобы распространять ее более эффективно и широко[4].

Вместе с тем создание такой организации и соблюдение интересов всех заинтересованных сторон - процесс весьма длительный. В этой связи можно говорить о вероятности возникновения новых проблем у энергокомпаний. Днём многие потребители будут использовать энергию, вырабатываемую собственными солнечными батареями, и реализовать им дорогую сетевую (из-за роста доли солнечной энергетики цена на неё неизбежно поднимется) будет нереально. А в случае, если доля солнечной энергии в структуре выработки электроэнергии в стране достигнет 20%, солнечные электростанции не смогут сбывать основную часть энергии потребителям, так как запасать её для ночного применения будет некому.

Несмотря на то, что нехватка солнечных фотоэлементов, кризис перепроизводства в других производственных сегментах создания конечной солнечной установки, а также раздробленность энергосистемы страны, могут привести к определенным трудностям энергетических компаний, генерирующих электроэнергию из энергии Солнца, можно полагать, что в Японии будет продолжаться наращивание фотовольтаических и гелиотермальных мощностей, так как стимулы для развития солнечной энергетики никуда не исчезли, а определенный задел, который был сделан в 2012 г., является гарантом конкурентоспособности данного сектора.


[1] Japan lags behind Europe in solar power // The Daily Yomiuri, 05.10.2007

[2] Global Market Outlook for Photovoltaics 2013-2017 - http://www.epia.org/fileadmin/user_upload/Publications/GMO_2013_-_Final_PDF.pdf  

[3] Gordenker A. Japan's incompatible power grids - http://www.japantimes.co.jp/news/2011/07/19/reference/japans-incompatible-power-grids/#.UznNtKh_uSo

[4] Monitor power industry reform - http://www.japantimes.co.jp/opinion/2013/11/24/editorials/monitor-power-industry-reform/#.UvkRqWJ_s8o

 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН