Menu Content/Inhalt
Главная
Муратшина К.Г. Участие Японии в проекте Транс-Тихоокеанского партнерства Печать E-mail
18.11.2014 г.

Участие Японии в проекте Транс-Тихоокеанского партнерства как одно из измерений ее экономического соперничества с КНР

Муратшина Ксения Геннадьевна, Уральский федеральный университет, кафедра востоковедения, ассистент; кафедра теории и истории международных отношений, ассистент

Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) - один из ключевых интеграционных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современном этапе. По сути, оно представляет собой торговый пакт, предполагающий полную либо максимально возможную отмену таможенных пошлин на обмен товарами и услугами между его участницами. Первоначально эта международная инициатива формировалась на основе договоренности по созданию зоны свободной торговли между Новой Зеландией, Чили, Сингапуром и Брунеем, заключившими в 2005 г. соглашение о Транс-Тихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве, которое учреждало региональную зону свободной торговли между ними, отвечающую правилам ВТО[1]. В 2008 г. к переговорам присоединились США, Австралия, Перу и Вьетнам, в 2010 г. - Малайзия, а в 2012 г. - Канада и Мексика[2]. По итогам одной из последних переговорных сессий, по словам министра торговли и инвестиций Австралии, участники вышли на «финишную прямую к заключению пакта, выгоду от которого трудно переоценить». В случае институционального оформления этого интеграционного объединения на него будет приходиться 40 % мирового ВВП и около трети мировой торговли[3]. Подобно переговорам по ГАТТ и, затем, ВТО, процесс формирования ТТП обсуждается на ежегодных раундах переговоров, и, за неимением вплоть до настоящего времени институциональной основы объединения, его участниками автоматически считаются те страны, которые официально присоединились к многосторонним переговорам. Главенствующую роль в этом переговорном процессе на современном этапе играют США, ими же определены основные потенциальные особенности будущей структуры - не только использование механизмов либерализации внешней торговли, но упор на защиту прав интеллектуальной собственности, экологии и свободы перемещения трудовых ресурсов[4].

Япония официально объявила о присоединении к переговорам по созданию ТТП в 2013 г[5]. Активное обсуждение этого вопроса началось гораздо раньше, и уже в 2011 г. тогдашний министр экономики, торговли и промышленности Юкио Эдано заявил о том, что полностью поддерживает идею участия Японии в проекте ТТП[6]. Последовательную поддержку участия в ТТП выражал и японский премьер Ёсихико Нода в 2012 г., избегая, однако, решительных заявлений из-за своих довольно шатких на тот момент позиций и нежелания конфликтовать с «сельскохозяйственным лобби» страны, не желающим отказываться от тарифных и нетарифных ограничений импорта продовольствия[7]. В марте 2013 г. премьер Синдзо Абэ выступил с заявлением о том, что решение о начале вступления Японии в переговорный процесс по созданию ТТП принято. «Регион Тихого океана, - подчеркнул Абэ, - благодаря созданию ТТП может стать гигантской экономической зоной... Сейчас последний шанс для Японии: если мы опоздаем со вступлением в переговоры, мы не сможем влиять на создание правил этой организации»[8]. В апреле 2013 г. японский премьер сообщил, что заявка Японии на вступление в ТТП была «одобрена Вашингтоном»[9]. Таким образом, процесс присоединения, по сути, был запущен, и началась серия консультаций, которые продолжаются вплоть до настоящего времени.

Попробуем сформулировать, каковы перспективы и чем привлекательно присоединение к созданию ТТП для Японии, учитывая ее внешнеполитические и торговые амбиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К настоящему моменту руководство страны официально признает, что на пути к вступлению в ТТП отчетливо обозначились два направления: с одной стороны, выгода для экономики благодаря свободному доступу на рынки других стран, с другой - вероятные негативные последствия для аграрного сектора, который из-за длительной протекционистской политики не способен противостоять открытой конкуренции[10]. Вступление в ТТП должно принести значительную выгоду прежде всего тем промышленным структурам японской экономики, крупным корпорациям, которые работают на экспорт. Прибыль вследствие отмены пошлин на автомобили и электротехнику может составить 3,2 трлн иен (33,3 млрд долл.), а японскому ВВП будет обеспечен рост на 0,66% в год[11]. В аграрном секторе японское правительство предполагает не допускать полной отмены тарифов на импорт, и именно этот вопрос является основным предметом противоречий в переговорах по ТТП Японии с США. Примером успешного для Японии, гибкого применения либерализационных механизмов в торговле является соглашение с Перу, вступившее в силу в марте 2012 г.: при определенной либерализации импорта свинины, мяса птицы, спаржи и кукурузы режим свободной торговли не распространяется на рис, пшеницу и говядину, в то время как тарифы на промышленные товары (как в перуанском импорте, дающем основную выгоду Японии, так и в практически нулевом импорте Японии из Перу) снижаются с 9 до 0%[12].

Отметим, что сохранение или оформление подобных схем тарифной политики - основное условие участия Японии в ТТП. Именно после подтверждения со стороны Вашингтона того, что необходимость отмены всех тарифов не станет обязательной для Японии, и было объявлено о вступлении страны в переговорный процесс. Почти сразу было заявлено о том, что Япония предполагает сохранять без изменения высокие импортные пошлины на рис, пшеницу, говядину, молочную продукцию, сахар и т. д[13]. При этом переговоры идут с заметными трудностями: последний раунд японско-американских консультаций в октябре 2014 г. так и не привел к подписанию двустороннего соглашения, поскольку все позиции согласовать не удалось. По словам министра по вопросам восстановления экономики Японии Акиры Амари, хотя переговоры и продвинулись вперед[14], в итоге американская сторона так и не приняла схему, защищающую японских сельхозпроизводителей[15].

В то же время, представляется, что причины интереса Японии к ТТП и сотрудничеству с его участниками не ограничиваются выгодой для японских промышленников, а затрагивают геополитическую сферу, и именно этим можно объяснить настойчивое продвижение страной своего участия в ТТП, несмотря на потенциальные риски для аграрного сектора и противоречия в этой сфере с США. Очевидно, что страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, проявившие интерес к вступлению в ТТП (Сингапур, Чили, Перу, Вьетнам, Малайзия, Мексика), так или иначе рассматриваются Китаем, основным геополитическим и экономическим соперником Японии в АТР, в качестве относящихся к потенциальным сферам его влияния. При этом одновременно наметилась обратная тенденция, при которой Япония налаживает, в частности, со странами ЮВА, особенно, среди перечисленных, с Вьетнамом и Малайзией все более тесные связи на фоне углубления конфликта этих стран с Китаем в Южно-Китайском море. Что касается Латинской Америки, то и здесь мы наблюдаем усиление активности Японии. Переговорный процесс по ТТП и его возможная институционализация может дополнительно укрепить связи, а пока Япония проявляет интерес уже не только к странам-участникам ТТП, но и к более широкому кругу государств. В ходе недавнего визита Синдзо Абэ в Колумбию президент Хуан Мануэль Сантос, принимая японского премьера, признал «взаимодополняемость» Японии и стран латиноамериканского Тихоокеанского альянса (Колумбия, Чили, Мексика, Перу). Ранее Синдзо Абэ посетил Тринидад и Тобаго, где провел переговоры с лидерами государств Карибского сообщества, пообещав им финансовую помощь и обозначив заинтересованность в получении их поддержки при выборах Японии в непостоянные члены Совета безопасности ООН[16].

По мнению западных экспертов, ТТП по природе своей изначально является антикитайским проектом. В настоящее время антикитайская направленность связана в первую очередь с противостоянием китайскому проекту соглашения об Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли (FTAAP), который предполагает значительные выгоды для КНР в торговле со странами региона. В случае оформления ТТП и переориентации его участников преимущественно на рынки друг друга доходы Китая от экспорта к 2025 г. могут снизиться примерно на 100 млрд долл[17]. Также высказывается мнение, что стандарты ТТП (в области соблюдения прав интеллектуальной собственности, защиты окружающей среды, либерализации торговли и определенных ограничений для государственных предприятий), по сути, невыполнимы для Китая, что делает невозможным на настоящий момент его участие в данном интеграционном объединении[18]. По словам Ш. Армстронга из Национального университета Австралии, ТТП обеспечит преимущество американскому бизнесу, «изолирует Китай» и является ответом США на политику «государственного капитализма» КНР, воспринимаемого ими как вызов американским интересам в АТР[19]. Представляется, что для Японии участие в подобном объединении является важным фактором в экономическом и геополитическом соперничестве с КНР.

Китай наблюдает за процессом создания ТТП и участия в нем Японии с нарастающим недовольством. Это очевидно из оценок, которые даются проекту ТТП в центральных государственных СМИ. ТТП китайской стороной однозначно характеризуется как «механизм торгово-экономических переговоров под эгидой Запада»; заявляется, что Запад «не сожалеет о том, что оставляет БРИКС за пределами процесса установления новых правил глобальной экономики»[20]. Проект ТТП логичным образом связывается с укреплением США сотрудничества с Японией как своим союзником в АТР, предполагается, что «продвижение США Транс-Тихоокеанского партнерства имеет целью предотвратить образование единого торгового блока в Азии, быть вовлеченными в процесс региональной интеграции»[21]. Заметим, что под «единым торговым блоком в Азии», вероятно, подразумевается столь же однополярное образование, но уже с Китаем во главе. Проект ТТП связывается с «экономической дифференциацией» в АТР и ставится в один ряд с развитием Соединенными Штатами японских вооруженных сил и собственного военного присутствия в регионе[22]. Вступление Японии в ТТП воспринимается как один из своеобразных маркеров отношения к Китаю, выражается подспудно надежда на то, что этот проект не найдет поддержки в японском обществе[23].

Подводя итог, можно сказать, что в случае успешного вхождения Японии в проект ТТП и его институционализации на выгодных для нее условиях он действительно способен стать мощным раздражителем для КНР и определенным инструментом влияния Японии, в коалиции с США, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это одна из важных причин, почему, по выражению Синдзо Абэ, вступление в ТТП «соответствует [японским] национальным интересам»[24]. Однако до сих пор формирование этого интеграционного объединения сдерживается внутренними противоречиями между его участниками, а значит, о быстрой выгоде или особенно скорых значимых сдвигах в соперничестве Японии с Китаем, все более интенсивно распространяющим свое влияние в Восточной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, говорить пока не приходится.



[1] Транс-Тихоокеанское партнерство - ТТП // Портал «Web Economy» - мировая экономика и новости бизнеса. URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?cat=mcat&mcat=133&newsid=1869&page=cat&type=news (дата обращения: 4.11.2014)

[2] Переговоры по формированию Транс-Тихоокеанского партнерства // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. 12.12.2012.

[3] О переговорах по ТТП // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. 27.10.2014.

[4] Терентьев С. Процессы интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, участие в них Японии // Научный портал «НОМОС». 14.07.2014. URL: http://nomos.by/сергей-терентьев-процессы-экономиче/ (дата обращения: 4.11.2014)

[5] К встрече с президентом США // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. 20.08.2013.

[6] Минэкономики поддерживает участие Японии в переговорах о ТТП // Азиатский репортер. Деловые хроники Востока. 6.11.2011. URL: http://asiareport.ru/index.php/news/9069-minekonomiki-podderzhivaet-uchastie-yaponii-v-peregovorax-o-ttp.html (дата обращения: 4.11.2014)

[7] The Trans-Pacific Partnership: The Great Divider? // The Diplomat. November 6th, 2012. URL: http://thediplomat.com/2012/11/the-trans-pacific-partnership-the-great-divider/ (дата обращения: 4.11.2014)

[8] Япония планирует вступление в Транс-Тихоокеанское партнерство - Абэ // РИА Новости. 15.03.2013. URL: http://ria.ru/world/20130315/927465326.html (дата обращения: 4.11.2014)

[9] Токио рассчитывает возглавить переговорный процесс вокруг ТТП // Новости Mail.ru. 12.04.2013. URL: http://news.mail.ru/politics/12718453/ (дата обращения: 4.11.2014)

[10]環太平洋パートナーシップ協定(kantaiheiyou pa:tona:shippu kyoutei. Договор о Транс-Тихоокеанском партнёрстве) // Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000022863.pdf (дата обращения: 4.11.2014)

[11] Япония планирует вступление в Транс-Тихоокеанское партнерство - Абэ // РИА Новости. 15.03.2013. URL: http://ria.ru/world/20130315/927465326.html (дата обращения: 4.11.2014)

[12] Терентьев С. Процессы интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, участие в них Японии // Научный портал «НОМОС». 14.07.2014. URL: http://nomos.by/сергей-терентьев-процессы-экономиче/ (дата обращения: 4.11.2014)

[13] Токио рассчитывает возглавить переговорный процесс вокруг ТТП // Новости Mail.ru. 12.04.2013. URL: http://news.mail.ru/politics/12718453/ (дата обращения: 4.11.2014)

[14]「TPP前進へしっかり」甘利経財相 閣僚会合始まる ("TPP zenshin e shikkari", Amari kyouzaisou kakuryou kaigou hajimaru. Амари на совещании министров: «Твердо продолжать движение к ТТП») // Nikkei Shimbun. 25.10.2014. URL: http://www.nikkei.com/article/DGXKASFS24H1S_V21C14A0MM0000/ (дата обращения: 4.11.2014)

[15] TPP打開、なお難航 経財相「年内合意難しく」(TPP dakai, nao nankou kyozaisou "nennai goui muzukashiku". Динамика переговоров по ТТП: трудности продолжаются, достижение соглашения в этом году «сложно») // Nikkei Shimbun. 28.10.2014. URL: http://www.nikkei.com/article/DGXKZO78971890Y4A021C1EA2000/ (дата обращения: 4.11.2014)

[16] Визит премьер-министра в Колумбию // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. 30.07.2014.

[17] US Pressures China to Kill Asia-Pacific Free Trade Agreement Talks // The Diplomat. November 4th, 2014. URL: http://thediplomat.com/2014/11/us-pressures-china-to-kill-asia-pacific-free-trade-agreement-talks/ (дата обращения: 4.11.2014)

[18] Will China Join the Trans-Pacific Partnership? // The Diplomat. October 10th, 2014. URL: http://thediplomat.com/2014/10/will-china-join-the-trans-pacific-partnership/ (дата обращения: 4.11.2014); The Trans-Pacific Partnership: The Great Divider? // The Diplomat. November 6th, 2012. URL: http://thediplomat.com/2012/11/the-trans-pacific-partnership-the-great-divider/ (дата обращения: 4.11.2014)

[19] The Trans-Pacific Partnership: The Great Divider? // The Diplomat. November 6th, 2012. URL: http://thediplomat.com/2012/11/the-trans-pacific-partnership-the-great-divider/ (дата обращения: 4.11.2014)

[20] Западу не следует пренебрегать подъемом БРИКС // Жэньминь жибао. 15.07.2014. URL: http://russian.people.com.cn/n/2014/0715/c95181-8755911.html (дата обращения: 4.11.2014)

[21] США: «Стратегия перебалансирования» трудно осуществима // Жэньминь жибао. 10.01.2014. URL: http://russian.people.com.cn/95181/8509103.html (дата обращения: 4.11.2014)

[22] Намерены ли США положить начало новой Холодной войне? // Жэньминь жибао. 11.01.2013. URL: http://russian.people.com.cn/95181/8088582.html (дата обращения: 4.11.2014)

[23] Новые руководители КНР и Японии будут стоять «лбом к лбу» или «лицом к лицу»? // Жэньминь жибао. 18.12.2012. URL: http://russian.people.com.cn/95181/8061690.html (дата обращения: 4.11.2014)

[24] Токио рассчитывает возглавить переговорный процесс вокруг ТТП // Новости Mail.ru. 12.04.2013. URL: http://news.mail.ru/politics/12718453/ (дата обращения: 4.11.2014)
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН