Menu Content/Inhalt
Главная arrow НОВОСТИ arrow Тезисы arrow Меркушева О.А. Децентрализация и механизмы региональной политики в Японии
Меркушева О.А. Децентрализация и механизмы региональной политики в Японии Печать E-mail
25.11.2014 г.

Децентрализация и механизмы региональной политики в Японии

Меркушева О.А., аспирантка географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Региональная политика государства - одно из важнейших направлений его деятельности, направленное на перераспределение ресурсов между регионами ради заданных целей. Чаще всего к таким целям относится снижение диспропорций между регионами и выравнивание уровня их социально-экономического развития, обеспечение равных возможностей для жителей всей страны. Другая задача - стимулирование развития отдельных частей страны. В последние десятилетия во всем мире наблюдается переход к так называемому «эндогенному» развитию, децентрализации управления, предоставления регионам большей самостоятельности как бюджетной, так и административной. Этот процесс характерен и для Японии. С конца 1980-х годов, в целях успешного решения региональных проблем расширяется сотрудничество между центральными, местными органами власти и частными организациями. Новая концепция «мультиполярной диверсифицированной модели использования национальной территории», или «многополюсного» развития, положенная в основу действующего в настоящее время государственного плана «Гранд Дизайн ХХI века» (1998-2015 гг.), предусматривает развитие, основанное на уникальности каждого региона. Суть ее состоит в рассредоточении функций центра по различным «полярным» регионам страны [1].

Существует большое число инструментов, при помощи которых правительство может осуществлять региональную политику. К финансовым инструментам относятся различные бюджетные трансферты: субсидии, субвенции и дотации, создание особого налогового режима в отдельных регионах, государственные инвестиции в бизнес, программы частно-государственного партнерства, предоставление льготных кредитов местным властям и компаниям. Наряду с этим есть ряд нефинансовых инструментов, направленных на стимулирование развития регионов: региональное планирование, составление программ развития, административные льготы и т.п. Меры могут быть направлены не только на стимулирование менее развитых регионов, но и на ограничение роста крупнейших агломераций [2].

Япония - страна, которая проводит комплексную региональную политику с 1950‑х гг. на всей территории, а не только в отдельных регионах, которые требуют вмешательства государства в их экономику. В основе этой политики лежит развернутое региональное планирование: в национальном плане страны представлены разделы посвященные каждому региону, концепции их развития [3]. Существуют также планы территориального развития Японии, в которых сформулированы задачи по строительству инфраструктуры, нормы градостроительства и др. Отдельные планы составляются местными правительствами для всех префектур, существуют планы и для муниципальных образований - городов, поселков и деревень. Особое внимание уделяется наиболее проблемным и уникальным регионам, таким как Хоккайдо и Окинава, требующим больших инвестиций и особого подхода. За региональное планирование в стране отвечает Министерство государственных земель, инфраструктуры и транспорта. В 2005 г. оно провело масштабную реформу планирования, призванную уменьшить число планов (объединить существовавшие ранее отдельно для каждого региона концепции, планы развития и программы развития с разными горизонтами планирования в единый документ), сделать государственный и региональные планы более согласованными между собой, и перейти от постановки количественных целей к качественному развитию[4].

В то же время, очевидно, что региональная политика не может быть действенной без эффективной работы местных властей. До 2000 г. местное самоуправление в Японии было в значительной степени подчинено центральным властям, чему способствовала система «делегирования полномочий» на выполнение ряда функций и личной ответственности мэров и губернаторов за их исполнение. Большую часть поступлений в местные бюджеты составляли перечисления центрального правительства: различные виды субсидий, в основном на инфраструктурные проекты, а также так называемый «местный перераспределенный налог».

В 1990-е годы, когда в Японии началась длительная экономическая депрессия, бюджеты местных правительств стали сокращаться. Они были вынуждены отказаться от части своих затрат и реализации части проектов. Назрела необходимость децентрализации, предоставления большей свободы и полномочий органам местного самоуправления. Дефицит государственных и местных финансов поставил вопрос о передаче местным властям значительно большего объема полномочий [5].

Реформе предшествовала долгая подготовка: в 1995 г. была сформирована специальная Комиссия по продвижению децентрализации, разрабатывавшая предложения и законопроекты для правительства. Она исследовала существовавшую систему делегирования полномочий и среди делегированных функций определила те, которые можно передать полностью или частично в ведение местных правительств [6].

На основании работы данной комиссии 1 апреля 2000 года был принят закон о местном самоуправлении. В соответствии с ним местные правительства имеют равный статус с центральным. Кроме того, органы местного самоуправления получают формальное право самостоятельно и полностью управлять подконтрольной территорией, для чего смягчаются правила и нормы, регулирующие кадровую структуру и конкретные виды государственного вмешательства. Также был учрежден комитет по урегулированию споров между местными властями и государством.

В середине 2000-х гг. реформы по децентрализации продолжились: префектуры и муниципалитеты получили право вводить на своей территории новые дополнительные налоги и пополнять таким образом свой бюджет. Изменилось и соотношение целевых и нецелевых государственных трансфертов в пользу увеличения доли последних. В среднем поступления за счет местных налогов и нецелевых дотаций составляют около 55% бюджета префектур [7], что дает им большую свободу для определения приоритетов развития и инвестирования этих средств.

Важной чертой современной региональной политики является усиление влияния населения на принятие решений. Власти префектур и муниципалитетов при создании планов развития создают специальные рабочие группы из представителей науки и бизнеса, проводят анкетирование населения, привлекают различные некоммерческие общественные организации.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что региональная политика Японии с вступлением в ХХ1 в. претерпела заметные изменения и характеризуется сочетанием «экзогенного» и «эндогенного» подходов («сверху» - в виде национального плана, директив от Министерства государственных земель, инфраструктуры и транспорта, и Министерства по общим вопросам, и «снизу» - в виде осознания местными властями и населением собственных проблем и путей их решения). С одной стороны, такое сочетание может быть перспективным: уже существует достаточно гибкая и согласованная система регионального планирования, в рамках которой каждая префектура и населенный пункт самостоятельно выбирают приоритеты развития. Но с другой стороны, есть и проблемы: недостаток бюджетных средств трудно компенсировать административными мерами: многие регионы, такие как Хоккайдо, Окинава, а также Сикоку, в последние годы испытывают усиливающийся дефицит бюджета, который они пытаются компенсировать за счет увеличения займов и сокращения расходов на персонал. Это приводит и к уменьшению расходов на долгосрочные инвестиции, отказу от крупномасштабных проектов. На первый план выходят программы по развитию туризма, малого и среднего бизнеса (в т.ч. инновационного), социальной поддержке населения.

Список литературы

1. Тимонина И.Л. Япония: региональная экономика и политика. М., ИВ РАН, 2002. - с. 119.

2. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М., УРСС, 2002. - с. 95.

3. Бакланова М.П. Региональное планирование в социально-экономическом развитии Хоккайдо.// Диссертация на соискание уч.ст. кандидата исторических наук. - Хабаровск, 2002. - с. 12

4. The New National Land Sustainability Plan// MLIT Japan, 2005. http://www.mlit.go.jp/english/2006/b_n_and_r_planning_bureau/01_duties/New_NLSP_060515.pdf

5. Политическая система современной Японии: Учеб. пособие для студентов вузов/Под ред. Д.В. Стрельцова. М.: Аспект Пресс, 2013. - с. 206

6. Меркушева О.А. (Москва), Омата Т. (Токио), Тихоцкая И.С. (Москва). Принципы регионального развития в Японии на местном уровне (на примере префектуры Яманаси и деревни Косугэ) // Региональные исследования. №3, 2014. - с. 74.

7. White Paper on Local Finance. MIC Japan, 2014.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН