Menu Content/Inhalt
Главная
Полхова Е.В. Российско-японский диалог 2014 г.: позиция Токио Печать E-mail
01.12.2014 г.

Российско-японский диалог 2014 г.: позиция Токио

Полхова Екатерина Владимировна, СпбГУ, магистрант Факультета международных отношений, отделение: Исследования Тихоокеанского региона

Российско-японские отношения сегодня находятся в пограничной ситуации, и вектор их развития представляется крайне неопределённым. 2013 г. дал старт новому этапу в диалоге между двумя странами, начатому премьер-министром Абэ Синдзо и президентом В. В. Путиным. Препятствием на пути развития дальнейшего диалога послужила цепь событий 2014 г.: ситуация вокруг Украины, присоединение Японии к санкциям США и стран Европы, военные учения России на Дальнем Востоке. Всё это скорее представляется закономерным движением к охлаждению отношений между Токио и Москвой.

После долгих колебаний Япония поддержала санкции в отношении России. Несколько позже японский МИД выразил свой протест против военных учений, поскольку их география распространилась в том числе на спорные территории: острова Итуруп и Кунашир. Некоторые обнаруживают связь между проведением военных учений и отменой визита В. В. Путина в Японию в сентябре 2014 г., с которым связывали большие надежды, неоднократно вспоминая опыт неформальных встреч Б. Н. Ельцина и Хасимото Рютаро. Так или иначе, учения мало могли повлиять на российско-японские отношений. Они выглядели как предлог для приостановки переговорного процесса. Диалог не был прерван, он скорее был отложен до лучших времён. Стороны максимально попытались сохранить достигнутый прогресс. Фактически если рассмотреть текущее состояние российско-японских отношений на фоне международной напряжённости, то нельзя сказать, что оно существенно ухудшилось.

Ситуация представляется довольно необычной. Не являясь союзником России, Япония предприняла попытку ослабить напряжённость в отношениях Москвы и Запада. Премьер-министр Японии Абэ Синдзо придаёт большое значение архитектуре безопасности на Дальнем Востоке. Одним из основных пунктов японской Стратегии национальной безопасности стала Россия. Исключить её невозможно, поскольку она имеет с Японией общую границу и существенным образом влияет на обстановку в регионе. Кроме того, у Токио в случае разрыва с Россией существует риск оказаться во враждебном окружении, что усложнит и так непростую обстановку.

Японское правительство отнюдь не проявило желания полностью свернуть диалог с Россией, оно скорее попыталось зафиксировать сложившийся положительный тренд, насколько это представлялось возможным, и заняло выжидательную позицию. Токио сейчас стремится максимально извлечь выгоды из сложившейся ситуации: сохранить солидарность с США и не нарушить нарождающегося положительного сдвига в диалоге с Россией. Занятая Японией позиция крайне интересна. С принятием санкций против России она тянула дольше всех стран G7. Более того, нынешняя ситуация демонстрирует, что Япония, стремится максимально реализовать свои собственные интересы, и отнюдь не склонна слепо следовать в фарватере интересов своих союзников.

В последние годы Япония действительно стала обретать уверенность в своих силах. Это обусловлено рядом причин: относительной политической стабильностью, (ЛДП в ходе выборов 2013 г. получила достаточно прочные позиции), успешностью «абэномики», пересмотром роли Сил самообороны, что может привести к глубинным изменениям политики Токио. Наряду с этим Япония, которую привыкли считать слабым политическим игроком на международной арене, стремится изменить подобное мнение. Кризисная ситуация как раз позволяет Стране восходящего солнца, выступив в роли посредника в диалоге между Россией и Западом, усилить свои позиции на общемировом уровне. Все эти причины при росте региональной и глобальной напряжённости стимулировали Токио к достаточно решительной и независимой политике.

Логика действий японского правительства понятна. Излишнее обострение противоречий нецелесообразно. При этом существует ряд объективных факторов, обуславливающих позицию Японии. Во-первых, экономическая составляющая является главным стимулом к развитию долгосрочного двустороннего диалога с Россией. Во-вторых, с точки зрения вопросов безопасности Япония не заинтересована в абсолютно враждебным окружении и тем более сближении Китая и России, этого она себе позволить не может в условиях растущей напряжённости в регионе. В-третьих, сам по себе диалог с Россией стал одним из успешных внешнеполитических шагов Токио, что способствовало закреплению позиций кабинета Абэ Синдзо. Ситуация несколько усложнилась к осени 2014 г., когда стало очевидно, что японская экономика оказалась перед лицом новой волны рецессии. Пока правительство не собирается отказываться от принятого курса «абэномики», однако Абэ Синдзо объявил о роспуске палаты представителей в ноябре 2014 г. Это означает, что обстановка в Японии не так устойчива, и ещё неизвестно как в дальнейшем может измениться её внешнеполитический курс. Пока что он позволяет правящей коалиции упрочить своё положение, поскольку внешняя политика оказалась более чем отвечающей международным реалиям. Возможно, наличие экономических контактов между Россией и Японией в виде энергетического, торгового и приграничного партнёрства не представляют собой прочных барьеров, на пути к ухудшению отношений. Тем не менее, совокупность экономических интересов, проблема обеспечения безопасности в сочетании с желанием продемонстрировать политическую волю, представляют собой объективный движущий механизм. Верность союзническим отношениям важна, но необходимо помнить, что японским интересам отвечает внешнеполитический курс, направленный в том числе и на поддержание диалога с Россией. А нынешняя обстановка для Токио напрямую связана с проблемой обеспечения безопасности, которая является первоочерёдной.

Поэтому для японского правительства представлялось крайне важным налаживание отношений с Россией, и в некоторой степени восстановление диалога в 2013 г. и встреча министров обороны в формате «2+2» стали внешнеполитическим достижением кабинета Абэ Синдзо. К тому же зачем создавать враждебное государство у собственных границ, если этого можно избежать? Пока ещё обстановка не обострилась на столько, чтобы встал вопрос выбора только одной из сторон, и отношения между Россией и Японией пошли по нисходящей.

Последняя российско-японская встреча на высшем уровне состоялась в Пекине во время саммита АТЭС 9 ноября 2014 г. в Пекине. В ходе переговоров стороны продемонстрировали готовность к продолжению диалога, с учётом результатов достигнутых в 2013 г. В. В. Путин и Абэ Синдзо обменялись мнениями относительно ситуации на Украине и по важнейшим для сторон вопросам. В очередной раз Токио и Москва подтвердили свои намерения заключить мирный договор, сохранить диалоги на уровне заместителей министров иностранных дел. Стороны также не отказываются от идеи визита В. В. Путина в Японию и министра иностранных дел Японии Кисида Фумио в Россию.

Позитивным и весьма обнадёживающим трендом стало то, что вектор развития российско-японских отношений ещё не изменился. Стороны сейчас максимально воздерживаются от взаимной критики и комментариев. В своём диалоге Москва и Токио остановились на одной точке. С одной стороны, политика Японии выглядит довольно традиционной. Она стремится, как любое государство, гарантировать себе безопасность, угрозу которой она видит со стороны Китая. Также традиционность наблюдается в конструировании российско-японского диалога, в соответствии с которой ставка делается на конкретного государственного деятеля. С другой стороны, произошёл некий слом тенденции зависимости российско-японских отношений от состояния общемировой обстановки. Пока что Токио успешно использует возможность абстрагироваться от давления международной ситуации, балансируя между Москвой и странами Запада, что произошло впервые после окончания Второй мировой войны и в некоторой степени стало новой линией японской дипломатии. Но как долго Япония сможет продолжать эту линию будет зависеть от состояния её экономики, в том числе от судьбы «абэномики», и внутриполитической обстановки в стране.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН