Menu Content/Inhalt
Главная
Гордеева И.В. Позиция Японии в тайваньском вопросе на современном этапе Печать E-mail
01.12.2014 г.

Позиция Японии в тайваньском вопросе на современном этапе

Гордеева Ирина Викторовна, НИУ ВШЭ старший преподаватель японского языка

1. «Тайваньский вопрос» является одной из крупнейших международных проблем, от урегулирования которой в значительной степени зависит стабильность и безопасность в регионе Восточной Азии. Положение в Тайваньском проливе уже не раз вызывало вспышки опасной напряженности (кризисы 1954 г., 1958 г., 1995-96 гг.), чреватые прямым вооруженным конфликтом между США и Китаем.

2. Важную роль, как в связанных с историей Тайваня вопросах, так и на современном этапе, играет Япония - одна из ведущих мировых держав, на протяжении 50-ти лет владевшая Тайванем, ключевой союзник США на Тихом океане. В Токио учитывается геостратегическое положение острова - в центре контролируемой Соединенными Штатами и Японией островной цепи, обеспечивающей безопасность морских артерий, по которым идет снабжение энергетическими и иными ресурсами Японии и других американских союзников в Восточной Азии, влияние тайваньской проблемы на обстановку в сфере безопасности в Восточной Азии, существенный объем японо-тайваньских связей.

3. Несмотря на проявляемую осторожность в отношениях с Тайбэем, Токио, равно как и США, не заинтересован в воссоединении Тайваня с материковым Китаем, что значительно усилило бы мощь КНР и ее позиции в акватории Тихого океана. В этой связи Япония, как представляется, будет и дальше стремиться способствовать сохранению статус-кво в Тайваньском проливе, отвечающего американским и японским интересам.

4. Одной из принципиально важных особенностей японской позиции является то, что, отказавшись от своих прав на Тайвань после поражения во Второй мировой войне, Япония - после образования КНР - стала уклоняться от своего обязательства о возвращении Тайваня Китаю, отторгнутому от него по Симоносекскому договору. Эта позиция нашла закрепление в тексте сепаратного Сан-Францисского мирного договора 1951 г. (не указано, к кому должен отойти Тайвань и относящиеся к нему территории). Токиопродолжаетпридерживаться данной позиции в последующих документах, связанных с Тайванем, из чего, по сути, следует, что окончательный статус Тайваня все еще не решен, и остаются открытыми двери для возможного закрепления нынешнего де-факто независимого существования Тайваня.

5. Совместно с США Япония выступает за «мирное, путем диалога» решение связанных с Тайванем вопросов с учетом мнения тайваньского населения, против применения силы в отношении Тайваня. Резкой критике подвергаются любые заявления Пекина о возможном «немирном» решении тайваньского вопроса в случае возобладания на Тайване сепаратистских настроений.

6. Япония является одним из главных партнеров Тайваня, поддерживая с ним тесные торгово-экономические, парламентские, культурные и гуманитарные связи, оказывает Тайбэю активную поддержку во вступлении в международные организации неполитического характера. Осуществляются широкие двусторонние обмены, в том числе, нередко, на уровне официальных лиц высокого ранга.

7. Несмотря на то, что функции основного гаранта безопасности Тайваня, снабжения Тайбэя вооружениями взяты на себя Вашингтоном, Япония в последнее время движется в сторону оказания Соединенным Штатам более эффективной поддержки в случае обострения ситуации в «окружающих Японию районах», куда, по ряду косвенных признаков и по заключению многих военных экспертов, входит и зона Тайваня (тыловая поддержка вооруженных сил США, их материально-техническое обеспечение, содействие в охране морских коммуникаций и др.). Отмеченные моменты становятся еще более значимыми в связи с принятым 1 июля 2014 г. правительством Японии пересмотром трактовки положения японской конституции о праве на коллективную самооборону, позволяющим Токио применять свои вооруженные силы за пределами японской территории «для защиты дружественных государств».

8. Значение для США и Японии Тайваня с его внушительным экономическим и военным потенциалом, ключевым положением на важных морских путях существенно повышается в условиях нарастающего в последние годы противоборства Вашингтона и Токио с Китаем за преобладающее влияние в Восточной Азии.Серьезную модификацию претерпевает американо-японский союз, все больше направляя острие своих действий на «сдерживание» Китая. В свете нынешней геополитической обстановки в мире Вашингтоном принято решение активно использовать потенциал Японии, как в глобальном плане, так и в качестве противовеса КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе, открывая, по сути, двери для снятия ограничений в сфере военно-стратегической политики Японии. Не оставался без внимания и Тайвань. Ссылаясь на ухудшающиеся отношения с Пекином, ряд японских политологов высказался за установление более тесных отношений с Тайбэем.

9. В целом проблема Тайваня и связанных с ним островов Сенкаку (Дяоюйдао) - в силу их стратегического положения и обостряющейся в мире борьбы за ресурсы - представляют собой важный элемент политического и экономического ландшафта Восточной Азии. Отсюда бескомпромиссная борьба сторон за контроль над ними. Очевидно, что США и Япония будут и дальше стремиться помешать переходу Тайваня к КНР, закрепить Сенкаку за Японией, усугубляя тем самым и без того непростую ситуацию в регионе. Ясно и то, что и КНР не намерена бесконечно мириться с подобным положением вещей, добиваясь решения тайваньской проблемы и проблемы Сенкаку (Дяоюйдао) в свою пользу.

10. По мнению многих специалистов по тайваньскому вопросу, военных экспертов, решение Пекином проблемы военным путем вряд ли возможно при нынешних обстоятельствах в силу взятых на себя Соединенными Штатами обязательств не допустить захвата Тайваня силой. Это же касается и островов Сенкаку. США неоднократно заявляли, что данные острова входят в зону действия японо-американского договора безопасности. При этом сама Япония предпринимает в последнее время энергичные шаги по созданию в южной части архипелага Нансей (Рюкю) собственной сильной военной группировки.

11. США и Япония стараются не давать Пекину повода для применения силы в отношении Тайваня, предупреждая Тайбэй против каких-либо шагов в сторону провозглашения независимости, либо других провоцирующих КНР акций. Воздерживается Токио и от начала практического освоения островов Сенкаку, к чему его активно подталкивают японские правые силы, в целом сохраняя пока статус-кво в районе указанных островов.

12. Пекин в настоящее время делает основной упор на том, чтобы приблизить к себе Тайбэй, привязать его к материковому Китаю экономически, идя на всяческие уступки Тайбэю. Эта линия приносит плоды. В последние годы ситуация в Тайваньском проливе заметно успокоилась. С приходом к власти на Тайване администрации МаИнцзю (Гоминьдан), придерживающейся более гибкой линии в отношениях с КНР, и, благодаря проводимому КНР «мягкому курсу» в международных делах, «стороны пролива» сумели наладить довольно тесное взаимодействие между собой.

13. Однако в наиболее важной сфере - шаги к воссоединению - сдвигов практически нет. Тайбэй уклоняется от принятия предложений Пекина о проведении политических переговоров и заключении соглашения о мире, указывая, что сначала нужно накопить достаточный уровень взаимного доверия. Серьезную проблему создает упорное нежелание тайваньского населения сближаться с материком и, тем более, воссоединяться с исторической родиной. Подавляющее большинство тайваньцев выступает за сохранение статус-кво, о чем говорят регулярные опросы общественного мнения на Тайване. Нежелание тайваньцев воссоединяться с материком еще больше укрепилось вследствие подавления Пекином осенью 2014 г. движения в Гонконге за расширение демократических прав и свобод. Учитывая эти настроения, Пекин в последнее время значительно усилил работу с тайваньской общественностью.

14. Сложной остается ситуация с островами Сенкаку (Дяоюйдао), причем ни одна из сторон не проявляет готовности к компромиссу. Единственным выходом в этой обстановке, как считает подавляющее большинство экспертов, было бы «замораживание» данного спора, воздержание от попыток как их захвата Китаем, так и практического освоения Японией, возведения там японских военных опорных пунктов, поскольку и то, и другое могло бы привести к серьезному вооруженному конфликту, способному поставить под угрозу стабильность во всем регионе Восточной Азии.

15. В целом, перспективы тайваньского урегулирования зависят, очевидно, от того, как будет дальше складываться обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в отношениях США и Японии с Китаем. Отмечающееся на данный момент потепление в американо-китайских отношениях, предпринимаемые Токио и Пекином шаги в сторону снятия напряженности, возвращения к «прежнему характеру отношений» снижают на какое-то время остроту противоречий в рамках треугольника США, КНР, Япония. Тем не менее, не вызывает сомнений, что ни одна из сторон не намерена уступать в принципиальных для нее вопросах, включая вопросы принадлежности тех или иных территорий. В этой ситуации, как представляется, путем к урегулированию - на базе разумных компромиссов - была бы постепенная нормализация общей обстановки в Восточной Азии, создание в АТР, коллективными усилиями, прочной архитектуры взаимной безопасности.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН