Menu Content/Inhalt
Сычёва Е.С. Типаж куудэрэ как отражение традиционных представлений об идеале женщины Печать E-mail
03.12.2014 г.

Типаж куудэрэ как отражение традиционных представлений об идеале женщины в современной массовой культуре Японии (на примере анимэ и манга)

Сычёва Елена Сергеевна, аспирант кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков МГИМО (У) МИД РФ

Отношение к снегу в Японии традиционно было несколько противоречивым, - как, в принципе, и в культурах многих других народов. В сознании людей, как правило, основными мотивами всегда выступали два следующих фактора: ассоциирующиеся со снегом зима и холод, как явления негативные, и способность снега, наоборот, защищать от холода поля, как явление позитивное. Третья характеристика, которая со временем вышла в японской культуре на первый план, - это восприятие снега как исключительно красивого явления.

Конечно, эстетизация снега происходила и у других народов, но в японской культуре красота природы (да, и красота вообще) играет особенно значимую роль. Знаменитый эстетический принцип 雪月花 сэцугэкка "снег, луна и цветы" как "три объекта, достойные любования", не утратил своей значимости и для современной массовой культуры Японии. Напротив, - в результате того, что в последние годы интерес авторов произведений современной массовой культуры к элементам традиционной национальной культуры резко возрос, концепция сэцугэкка оказалась одним из самых востребованных источников визуальных мотивов в манге и аниме. Проанализировав различные образы из анимэ и манга, визуально и по смыслу связанные с мотивом снега, мы можем прийти к выводу о том, что, символическое наполнение этого образа в последние годы претерпело значительную трансформацию: в сознании широкого зрителя связанные с ним негативные ассоциации резко уменьшились, а позитивная эстетическая составляющая, напротив, - вышла на первый план.

Зная о любви японцев к персонификации мира природы, существенно важным представляется также проанализировать, каким образом такой элемент традиционной японской культуры, как легенды о "снежной деве" юкионна, представлен в современной массовой культуре Японии. Интересно также сравнить образ юкионна из преданий, записанных Лафкадио Хирном или Янагита Кунио, с тем, как изображали "снежную деву" режиссёры классического кинематографа, - а также с современным анимэ- и манга-типажом куудэрэ, в принципе основанном на том же самом образе.

 В целом, типаж куудэрэ - это собирательный образ тихой, внешне сдержанной и малоэмоциональной, застенчивой, но внутренне очень мягкой, доброй и нежной девушки.

В современной интерпретации образа "снежной девы" сплелось сразу несколько мотивов, которые в представлении авторов анимэ и манга имеют между собой нечто общее. Например, снежный пейзаж ассоциируется с тишиной. Это становится определяющей чертой для молчаливого характера Юки-онны и её достаточно тихого, закрытого поведения. Более того, второе название юкионна - цурараонна, «женщина-лёд» или «женщина-сосулька». Даже в русском языке «холодный вид», «холодное поведение» означают, что человек достаточно закрыт, не стремится к эмоциональному общению с окружающими. Однако, точно так же как, по русскому выражению, человек может «оттаять», так и типаж Юки-онны может из «замороженного» состояния cool, или кууру, перейти в тёплое, ласковое состояние дэрэ-дэрэ. (Собственно, эти два слова и дают название типажу Юки-онны: куу-дэрэ). И, наконец, если вспомнить о принципе сэцугэкка, то очевидно, что снег, похожий на лепестки опадающей сакуры, блестящий в лунном свете, не может не быть прекрасным. Очевидно, в этом причина того, что куудэрэ-персонажи обычно обладают очень нежной, изящной красотой.

Со временем типаж куудэрэ стал скорее ассоциироваться с традиционным образом скромной, молчаливой, застенчивой и верной японской красавицы, которая может при этом скрывать в глубине души пылкие чувства. С другой стороны, назвать этот типаж совершенно безобидным можно далеко не всегда: представление о том, что прекрасный снег при определённых обстоятельствах может быть сопряжён с большой опасностью, вовсе не изгладилось из памяти японцев. Поэтому такая традиционная японская "скромница и красавица" обладает как минимум очень сильным характером, а если произведение фантастическое - то и большими сверхъестественными способностями. Вот почему, несмотря на внешнюю миловидность, покушаться на то, что ей дорого, не стоит никому.

В целом, насколько можно судить, типаж куудэрэ привлекает мужскую часть японской аудитории своим потенциалом, тем простором для фантазии, который он предоставляет. Возможно, для застенчивых японских юношей, которым очень сложно сделать «первый шаг» в отношениях, утешительна мысль о том, что девушка, которая им нравится, вовсе их не игнорирует, - просто она сама слишком тихая и робкая, поэтому по сравнению с ней они могут почувствовать себя смелыми. Вообще говоря, мысль эта не нова: даже блистательный принц Гэндзи высказывался в том духе, что из всех женских женщины он больше всего ценит мягкий характер, покорность и зависимость от мужчины. Несмотря на то что скромником или интровертом Гэндзи назвать было сложно, всё же из-за природной впечатлительности и тонкой душевной организации ему, по-видимому, очень нужны были рядом мирные, скромные, скорее даже робкие люди. И это ещё в те времена, когда женщин особенно эмансипированными назвать было сложно, - что уж говорить о современной жизни в Японии со всеми её сложностями и противоречиями...

Итак, каковы же типичные представители типажа куудэрэ? Здесь возможны как минимум два варианта. Первый - это вариация на тему настоящей, фольклорной Юки-онны. Второй - обычные люди, «харизматичные интроверты», у которых в имени присутствует слово юки (снег), даже если оно пишется другими иероглифами и звук "ю"там формально длинный; в крайнем случае - рэй или зэро (ноль).

Стоит отметить, что, хотя из самого названия юкионна следует, что фольклорный исток образа был скорее женского пола, типаж куудэрэ в современной массовой культуре может встречаться как среди девушек, так и среди юношей. Что у них общего, кроме достаточно скромного или отчуждённого поведения? Как правило, это внешность: или глаза, или волосы (а иногда и то, и другое) должны быть выполнены в оттенках синего. Если волосы имеют синий оттенок, то глаза могут быть золотыми - это признак сверхъестественного существа. Если речь идёт о традиционном образе юкионна, то она вполне может выглядеть так же, как её изображали в старинных свитках, - в белом кимоно, напоминающем погребальное, с длинными тёмными волосами, белой кожей. Иногда, чтобы усилить ощущение "холода" во внешности юкионна, её изображают со светлыми глазами или с полупрозрачным покрывалом, наброшенным на голову и плечи. Также, это персонажи достаточно сильные - способностями и характером, или и тем, и другим, - хотя не любят этого демонстрировать без серьёзного повода. Чаще всего они бывают внешне безэмоциональными; реже - подчёркнуто ласковыми и добрыми.

Для того чтобы проанализировать различные тенденции в изображении типажа куудэрэ в современной массовой культуре Японии, были составлены также таблицы, основанные главным образом на данных, полученных из анимэ и манга (всего были проанализированы персонажи из порядка тридцати произведений).
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН