Menu Content/Inhalt
Главная

Attention!

Ежегодник Япония 2025: принимаем статьи

Приглашаем к участию в Ежегоднике Япония 2025 (ISSN 0235-8182, ПИ № ФС 77 — 61497).

Напоминаем, что Ежегодник Япония размещается в Научной электронной библиотеке с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) и в Научной электронной библиотеке «КиберЛенинка».

Подробнее...
 
Конкурс студенческих работ Ассоциации японоведов 2025

Ассоциация японоведов объявляет Конкурс студенческих работ. Принимаются научные работы студентов (граждан РФ) бакалавриата, специалитета и магистратуры российских вузов (включая курсовые, дипломные работы и научные статьи) по японоведению в двух номинациях:

Подробнее...
 
Белов А.В. Основные направления реформы университетов Японии Печать E-mail
07.12.2014 г.

Основные направления реформы университетов Японии

Белов Андрей Васильевич, д.э.н., профессор Университета префектуры Фукуи (Япония)

Уменьшение доступных финансовых ресурсов, рост социальной дифференциации и падение количества студентов в 1990-2000-х годах подтолкнули структурную перестройку университетов Японии. Реформы повлияли на широту охвата, стоимость и качество университетского образования, т.е. на все три важнейших элемента национальной образовательной системы. Государственное финансирование университетов в Японии начало сокращаться, но при этом ярко проявилось стремление общества если не расширить, то хотя бы сохранить достигнутые возможности университетского обучения. Решение этой задачи было осуществлено, преимущественно,за счет расширения и реструктуризации в частном секторе. С точки зрения качества образования, государство направило свои ресурсы на повышение его в небольшом числе избранных университетов, а в отношении основной массы частных заведений отказалось одновременно и от жесткого регулирования, и от широкой поддержки. Сопоставление качества и затрат, а также решение о выборе университета было перенесено на уровень потребителя. Роль государства при этом оказалась сведена к раскрытию университетских данных и устранению асимметричности информации. Десятилетний опыт концентрации средств в небольшом числе учебных заведений при сокращении объемов финансирования, показал, что это привелоскорее к увеличению разрывов, чем к повышению среднего уровня образования в стране(по крайней мере, об этом говорит динамика позиций университетов Японии в рейтинге Times Higher Education). Возникшую ситуацию можно считать провалом рынка, когдатребуется интервенция государства для развития вертикальных связей и межуниверситетской кооперации. Поиск оптимального сочетания стоимостных, качественных и социальных характеристик университетского образования в Японии далеко не закончен, однако накопленный опыт и уроки проведенных реформ могут представлять интерес для многих стран, включая Россию.
 
« Пред.   След. »