Menu Content/Inhalt
Главная arrow НОВОСТИ arrow Тезисы arrow Белов А.В. Основные направления реформы университетов Японии
Белов А.В. Основные направления реформы университетов Японии Печать E-mail
07.12.2014 г.

Основные направления реформы университетов Японии

Белов Андрей Васильевич, д.э.н., профессор Университета префектуры Фукуи (Япония)

Уменьшение доступных финансовых ресурсов, рост социальной дифференциации и падение количества студентов в 1990-2000-х годах подтолкнули структурную перестройку университетов Японии. Реформы повлияли на широту охвата, стоимость и качество университетского образования, т.е. на все три важнейших элемента национальной образовательной системы. Государственное финансирование университетов в Японии начало сокращаться, но при этом ярко проявилось стремление общества если не расширить, то хотя бы сохранить достигнутые возможности университетского обучения. Решение этой задачи было осуществлено, преимущественно,за счет расширения и реструктуризации в частном секторе. С точки зрения качества образования, государство направило свои ресурсы на повышение его в небольшом числе избранных университетов, а в отношении основной массы частных заведений отказалось одновременно и от жесткого регулирования, и от широкой поддержки. Сопоставление качества и затрат, а также решение о выборе университета было перенесено на уровень потребителя. Роль государства при этом оказалась сведена к раскрытию университетских данных и устранению асимметричности информации. Десятилетний опыт концентрации средств в небольшом числе учебных заведений при сокращении объемов финансирования, показал, что это привелоскорее к увеличению разрывов, чем к повышению среднего уровня образования в стране(по крайней мере, об этом говорит динамика позиций университетов Японии в рейтинге Times Higher Education). Возникшую ситуацию можно считать провалом рынка, когдатребуется интервенция государства для развития вертикальных связей и межуниверситетской кооперации. Поиск оптимального сочетания стоимостных, качественных и социальных характеристик университетского образования в Японии далеко не закончен, однако накопленный опыт и уроки проведенных реформ могут представлять интерес для многих стран, включая Россию.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН