Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Десятникова К.А. К вопросу о совместной роли жителей Эдо и властей Эдо
Десятникова К.А. К вопросу о совместной роли жителей Эдо и властей Эдо Печать E-mail
26.02.2015 г.

К вопросу о совместной роли жителей Эдо и властей Эдо в процессе превращения пространства в «знаменитое место» (мэйсё) - на примере святилища Одзи Инари и горы Асукаяма

Десятникова Ксения Андреевна

Говоря о появлении новых «знаменитых мест» (мэйсё) в Эдо, необходимо помнить, что это был комплексный процесс, включавший несколько этапов. Появление какого-либо места или сооружения в городе и его появление в многочисленных путеводителях по знаменитым местам (мэйсёки, мэйсёдзуэ и др.) часто разделяли десятки лет. Можно говорить о том, что те места, которые власти изначально создавали лишь как инфраструктурные объекты (мосты, дороги, дамбы и т.д.), появлялись в путеводителях после того, как сами жители наполняли это место новым дополнительным смыслом и «делали» знаменитым.

Поскольку Эдо был относительно «новым» городом, созданным практически с нуля сёгунами Токугава, сохранившихся с древности мэйсё там было очень мало. Но в течение периода Эдо, вместе с увеличением не только количества жителей, но и количества паломников и туристов, появилась тенденция создавать новые места для развлечения и увеселения людей, а также для привлечения новых туристов. Но при этом речь не идет о том, что сами сёгуны предпринимали определенные действия именно для создания знаменитых мест. Скорее, это была инициатива жителей (особенно представителей торгового сословия), которая находила или не находила поддержку властей в плане получения разрешения на использование места каким-то новым образом. Ведь даже сами многочисленные путеводители выпускались не властями, а только частными издателями. Начиная с первой трети XVIII в., паломничества в святые места (Исэ дзингу и др.) были разрешены властями и это было единственно разрешенным поводом для перемещения простых людей по стране, люди использовали эти путешествия для того, чтобы посмотреть другие места (в том числе и Эдо) по пути к месту паломничества. С этого времени путеводители по городским достопримечательностям Эдо обретали все большую популярность, раскупались и увозились туристами как сувенир (омиягэ). Кроме того, сами жители Эдо и окрестных городов часто собирались в однодневные паломничества по ряду храмов в одном районе (дзися мэгури). С увеличением количества путешественников было замечено, что путеводители оказывают положительное влияние и на экономическое благополучие мест, которые в них описываются. Поэтому с определенного времени можно говорить о некоторых элементах «манипулирования», которые имели место в составлении путеводителей, например, когда торговцы лавок, находившихся в районе храмов, добивались появления упоминания об этом храме в очередном путеводителе (или списке храмов для мэгури).

До настоящего времени среди японских исследователей нет единой точки зрения по вопросу методов отбора объектов для путеводителей (名所の選び方), а также критериев составления путеводителей (名所の構成要件). Исследование содержания множества путеводителей показывают лишь, что «точкой опоры» (力点), очевидно, была историческая составляющая (名所の歴史性), т.е событие (легенда, предание и т.д.), приведшее к появлению данного мэйсё. Но думается сюда можно добавить, что к исторической составляющей часто добавлялись более простая и практичная, например, открытие любимых народом торговых базаров перед храмами в определенные праздники.

Иследователь Цукамото Акихиро в 2006 году провел исследование ряда путеводителей по Киото, изданных в период Эдо, и с помощью программы GIS (Geographic information system) составил базу данных по пространственному распределению объектов, приведенных в путеводителях. Результаты его исследования показали, что путеводители, которые «специализировались» на местах со знаменитыми пейзажами, более других оказывали влияние на пространственное распределение объектов, формируя «ядро» знаменитых мест города (核となった名所) и создавая им условия для создания «продолжительной славы» (continuing fame) не только собственно этих мэйсё (核の名所), но и объектов, находившихся в непосредственной близости от них (付属的な名所).

Поскольку замечено, что способы формирования и развития «политики путеводителей по знаменитым местам» в Эдо часто следовали примеру Киото (или копировали их), можно предполагать, что в Эдо также имели место подобные случаи.

Один из них можно увидеть на примере района Одзи-Асукаяма. В случае Асукаяма, это место было известно как место, где находилось святилище Одзи Инари, пользовавшееся большой популярностью среди жителей Эдо. И именно в таком виде место появлялось в путеводителях начала периода Эдо. В период правления 8-го сёгуна Токугава Ёсимунэ (1716 -1745) в районе Асукаяма были высажены аллеи сакуры для того, чтобы у людей было просторное места для любования сакурой (которых не хватало в городе). Но при этом нельзя говорить о том, что сёгун «создал» новое мэйсё. Более корректно будет сказать, что его указ о высаживании деревьев привел к появлению новых аллей сакуры в пригородном районе, находившемся рядом с популярным у жителей святилищем. Именно как мэйсё это место утвердилось благодаря горожанам, которые стали приходить сюда, торговцам, которые получили разрешение властей на открытие чайных домов, лавок и т.д., издателям, которые внести это место в путеводители уже как 桜の花見の飛鳥山, паломникам, которые стали покупать эти путеводители и т.д.

Процесс появления и изменения достопримечательностей (знаменитых мест) в городе является естественным и объективным процессом. Поскольку японскими авторами пока не найдены критерии отбора объектов для путеводителей Эдо, можно говорить, что единого механизма создания мэйсё не было, и этот процесс был вариативным и многообразным.
 
« Пред.   След. »