Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Добринская О.А. Культурное измерение внешней политики Японии в Центральной Азии
Добринская О.А. Культурное измерение внешней политики Японии в Центральной Азии Печать E-mail
26.02.2015 г.

Культурное измерение внешней политики Японии в Центральной Азии

Добринская О.А.

Культурное взаимодействие играло важную роль в формировании и осуществлении внешнеполитического курса Японии в Центральной Азии. С момента установления дипломатических отношений Япония демонстрировала настрой на создание долгосрочных дружеских связей, а не извлечение сиюминутной выгоды.

Япония изначально подчеркивала общую азиатскую идентичность со странами Центральной Азии. Культурная и расовая схожесть и, как результат, особая эмоциональная близость стали неотъемлемой частью официальной риторики. При этом, в отличие от Восточной Азии, в этом регионе репутация Японии не была омрачена опытом военной агрессии.

Интерес Японии к Центральной Азии существовал давно. Первым японцем, побывавшим в регионе, считают японского дипломата Ниси Токудзиро, в 1880 г. совершившего путешествие по российскому Туркестану. В период между 1902 г. и 1914 г. в регионе побывали три миссии, которые организовал и финансировал граф Отани Кодзуи (1876-1948), будущий 22-й настоятель монастыря Ниси Хонгандзи в Киото. Успех этих экспедиций повысил статус Японии как одного из основных исследователей Шелкового пути.

Обнаружение в советские времена буддийских руин Аджинатепа (на юге Таджикистана, 1960-е гг.), Каратепа (вблизи г. Термез в Узбекистане), Дальверзинтепа (на юге Узбекистана) способствовало росту интереса к региону, который достиг пика после трансляции телекомпанией Эн-Эйч-Кей многосерийного документального кинофильма «Великий шелковый путь» в 1980-х гг.

Именно культурно-историческое значение Центральной Азии как пути, по которому буддизм пришел в Японию, легло в основу первых дипломатических инициатив. Выступая с речью, провозгласившей начало Евразийской дипломатии, бывший премьер-министр Р. Хасимото особенно подчеркивал «глубоко коренящуюся в Японии ностальгию по отношению к региону, идущую от славных времен Шелкового пути». [1]

Культурная составляющая не только способствовала налаживанию связей с молодыми республиками, но и соответствовала глобальным приоритетам японской внешней политики. Сохранение исторического наследия Центральной Азии стало важной задачей Японии, стремящейся играть видную роль в международном культурном сотрудничестве.

Культурное взаимодействие Японии и Центральной Азии можно условно разделить на несколько направлений. Во-первых, это помощь в сохранении культурно-исторического наследия Центральной Азии. Помощь осуществляется как на двусторонней основе (по линии ОПР), так и по международным каналам - по линии ЮНЕСКО.

Во-вторых, это деятельность по популяризации японской культуры и японского языка в Центральной Азии. Она осуществляется через посольства и совместные Центры развития человеческих ресурсов (также известные как Японские центры). Япония оказывает помощь учебным заведениям, в которых преподают японский язык, проводит конкурсы, тематические встречи, лекции, экзамены для стажировок в Японии.

В-третьих, важную роль играют гуманитарные обмены. Для стран региона существуют программы англоязычных курсов для студентов, стажеров-исследователей, стажировки для преподавателей, программа «молодые лидеры». [2]

Японские университеты Хосэй, Васэда, Цукуба и другие реализуют программы студенческих обменов с ведущими учебными заведениями региона.

Опираясь на элементы культурно-исторической общности, Япония выстраивает в регионе положительный имидж. Комплекс мероприятий в рамках культурной дипломатии позволяет завоевать симпатии жителей региона, а также направлен на вовлечение молодого поколения, будущей элиты стран Центральной Азии, в развитие двусторонних отношений. 

[1] Address by Prime Minister Ryutaro Hashimoto to the Japan Association of Corporate Executives - 24 July 1997 http://www.kantei.go.jp/foreign/0731douyukai.html

[2] http://www.uz.emb-japan.go.jp/culture-education/
 
« Пред.   След. »