Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Политика arrow Белов А.В. Реформы университетов Японии и возможности доступа к высшему образованию
Белов А.В. Реформы университетов Японии и возможности доступа к высшему образованию Печать E-mail
12.03.2015 г.

Реформы университетов Японии и возможности доступа к высшему образованию

Белов Андрей Васильевич, д.э.н., профессор Университета префектуры Фукуи (Япония)

Переходный характер системы высшего образования Японии

В начале 1990-х годов университеты Японии столкнулись с изменением национальной и международной среды образовательного процесса. В частности, под влиянием демографического спада уменьшилось количество возможных студентов. Неуверенная экономическая динамика и тяжелое состояние бюджетов привели к сокращению доступных финансовых ресурсов. Наряду с этим, на фоне глобализации общественной жизни повысились требования к качеству образования. В ходе широкой дискуссии были определены направления и механизмы необходимых реформ, началось их осуществление на практике. Высшее образование Японии вступило в эпоху перемен и приобрело переходный характер. За прошедшие 20 лет университеты Японии серьезно изменились. Попытаемся проанализировать последствия демографического, экономического и глобализационного перехода для системы высшего образования Японии, затронув всего лишь одну ее характеристику, которая представляется нам критически важной - широту охвата и возможности доступа к высшему образованию.

Краткая характеристика японских университетов

Исторически, на формирование японских учреждений высшего образования большое влияние оказала конструкция Гумбольтовского университета. Речь идет, прежде всего, о принципах государственного обеспечения, академической автономии, универсального спектра образования и научных исследований. После второй мировой войны широко внедрялся опыт США, а именно: стандартизация образовательных учреждений, расширение частного финансирования, введение степеней, академических кредитов и многих других организационных принципов, аналогичных американским. В 1960-1975 и 1991-1995 гг. отмечался быстрый рост числа частных и общественных университетов, поскольку в эти годы министерство образования упрощало требования к формированию новых учреждений.

Источником роста, во многом, являлись структурные изменения, т.е. приобретение университетского статуса вчерашними колледжами. По-видимому, количественная экспансия при ослаблении контроля привела к ухудшению качества образования. По крайней мере, во второй половине 1990-х гг., на фоне продолжительной депрессии, структурных реформ и осложнения финансовой ситуации, в Японии сформировалось устойчивое мнение о том, что система высшего образования не соответствует требованиям времени. В 2003-2004 гг. началось реформирование структуры управления, принципов финансирования и методов оценки сначала национальных, а затем и других университетов. Реформы получили название «большого взрыва» (big bang) в образовании и вызвали серьезную критику среди традиционно консервативных представителей академических кругов. Тем не менее, к концу десятилетия оказались реализованы практически все намеченные меры, а система высшего образования существенно обновилась.

В настоящее время третичное образование в Японии включает в себя несколько типов организаций, которые можно классифицировать по форме собственности (государственные, общественные, частные) и уровню предоставляемых образовательных услуг (университеты, краткосрочные университеты, колледжи различных типов, специальные профессиональные школы). Характеристики университетов, присваивающих степени бакалавра, магистра, доктора или аналогичные им приведены ниже.

Количественные характеристики университетов Японии (2011 г.).

  Всего
Государственные Общественные Частные
Кол-во организаций
780
86
95
599
доля (%)
100,0
11,0
12,1
76,9
Кол-во работников (чел.)
76091
23948
3711
48432
доля (%)
100,0
31,4
4,1
64,5
Кол-во учащихся (чел.) 2842167
608718
140965
2092504
доля (%)
100,0
21,4
4,9
73,7
в т.ч.студентов2569716
450854
124502
1994380
доля (%) 100,0
17,5
4,8
77,7
аспирантов
272451
157864
16463
98124
доля (%) 100,0
57,9
6,0
36,1
С количественной точки зрения в системе высшего образования Японии доминируют частные университеты. Однако, качественные оценки говорят о том, что роль безусловных лидеров принадлежит государственным учебным заведения. Это заключение основано на большом количестве регулярно публикуемых рейтингов, освещающих все стороны университетской жизни.

Практически по всем качественным показателям наверху пирамиды находятся государственные, и прежде всего, бывшие императорские университеты Токио, Киото, Тохоку, Осака, Кюсю, Хоккайдо, Нагоя. Они традиционно специализируются на естественно-научном образовании и фундаментальных исследованиях, а также готовят кадры для государственных учреждений. Общественные университеты, созданные и финансируемые региональными и местными органами власти или общественными организациями, занимают промежуточное положение. В группе частных университетов два заведения - Васэда и Кэйо - имеют научно-исследовательскую базу мирового класса, в то время как среди большинства других отмечаются очень серьезные различия по величине, уровню и направлениям проводимых исследований. Подобная иерархия и разделение функций среди университетов Японии является общепризнанной, устойчивой и вряд ли изменится в обозримом будущем.

С 2004 г. все государственные университеты имеют юридический статус специальных корпораций, действующих в сфере образования. Управление сосредоточено в руках президента (ректора) и совета директоров (проректоров), имеющих широкие полномочия по определению уровня и системы отплаты работников и преподавателей, сроков найма, расходованию бюджета. Ректор избирается советом директоров или коллективом работников из числа кандидатур, выдвигаемых подразделениями университета или учредителями. Члены совета директоров назначаются ректором или учредителями. Ни ректор, ни проректоры по окончании сроков полномочий (4-5 лет, не более 2-х сроков) не имеют права продолжать работу в своем университете и обязаны его покинуть. Ректору и проректорам подчиняются факультеты, аспирантура, аффилированные институты и секретариат. Перспективные вопросы обсуждаются в совещательных комитетах по управлению, а также по образованию и науке, куда в обязательном порядке вводятся независимые эксперты. Работа национальных университетов организована на основе 6-летних среднесрочных планов, отчет об исполнении которых ежегодно рассматривает Комитет по оценке государственных университетских организаций, созданный профильным министерством.

Вслед за государственными, в 2005-2010 гг. большинство общественных университетов тоже приобрели статус специальных корпораций и схожую структуру управления, конкретная конфигурация которой определяется учредителями. Таким образом, организация менеджмента государственных и общественных университетов вплотную приблизилась к той, что традиционно существовала в частных (решающие полномочия - в руках президента и совета директоров, совещательные функции - у попечительского совета).

В управлении практически всеми сторонами деятельности университетов - от здоровья студентов до определения перспектив развития - большую роль играют специализированные комитеты, куда входят представители факультетов, структурных подразделений и администрации. Срок полномочий членов комитета, как правило, составляет 2 года, затем производится обязательная ротация. Т.о. каждый преподаватель за несколько лет работы может на практике познакомиться с различными сторонами университетской деятельности. Функции комитетов заключаются в подготовке, обсуждении и принятии соответствующих решений или их проектов.

На уровне факультета основным органом управления является Ученый совет. Регулярные заседания последнего проводятся раз в месяц, внеочередные - по мере надобности. Полномочия его можно разделить на две группы - решающие (по вопросам, относящимся к ведению факультета) и совещательные (любые вопросы, по которым требуется факультетское мнение). Следует отметить две характерные для Японии стороны деятельности Ученых советов: во-первых, высокое качество организационной и информационной подготовки, и во-вторых, стремление принять решение на основе консенсуса (т.е. не голосовать, а продолжать обсуждение пока не иссякнут возражения). Первая особенность заслуживает самой высокой оценки, поскольку письменная раздача сопроводительных материалов, проектов решений, обязательное утверждение протоколов и т.п. говорит об отличном исполнении функций информирования преподавателей, а также о существовании эффективной обратной связи. Вторая особенность в теории выглядит привлекательно, но на практике приводит к серьезным задержкам, а иногда и к невозможности принять решение. Действительно, трудно достичь консенсуса в дискуссии, когда никто из участников не несет прямой ответственности, но большинство являются мастерами устного слова и экспертами в области университетского менеджмента.

Набор преподавателей в университет организует ректор, который в некоторых случаях делает это самостоятельно, но чаще всего поручает отбор факультетам и утверждает их решения. До приобретения статуса корпораций работники государственных и общественных университетов относились к категории государственных, префектуральных или муниципальных служащих. Они были заняты на бессрочной основе, уровень и система оплаты их труда соответствовала служащим определенного ранга (профессор - начальник отдела министерства, префектуры или муниципалитета). После 2004 года появилась возможность найма по срочным контрактам, введения гибкой оплаты и других изменений. Многие университеты на место вышедших на пенсию профессоров начали принимать сотрудников на временной основе с пониженным вознаграждением (без выплаты бонусов). Это позволило сэкономить средства, но привело к неблагоприятным изменения в структуре преподавательского корпуса. Однако в целом, срочная занятость и нестандартные системы зарплаты пока применяются ограниченно, в основном, для сотрудников аффилированных исследовательских подразделений.

Позиции преподавателей в японских университетах во многом соответствуют европейским и американским: преподаватель, ассистент, доцент, профессор. Решение о присвоении звания принимает Ученый совет на основе рассмотрения научной и преподавательской деятельности. Такого рода процедура начинается в том случае, если в университете имеются соответствующие организационные и финансовые возможности. Зарплаты ежегодно повышаются в зависимости от возраста и звания. Различия в оплате между званиями примерно соответствует 5-летнему повышению ее по возрасту (т.е. 45-летний профессор при прочих равных условиях получает примерно столько же, что и 50-летний доцент).

Пенсионный возраст составляет 60-63 года в государственных, 65 лет в общественных и 70 лет в частных университетах. По достижении этого возраста работники обязаны выйти на пенсию. Бывшие преподаватели государственных и общественных университетов могут 5-10 лет отработать в частных. В этом случае пенсия вычитается из выплачиваемой зарплаты, поэтому частные университеты охотно принимают таких пенсионеров.

Правила набора студентов устанавливаются университетами и являются жесткими в популярных и мягкими в непопулярных учебных заведениях. Государственные, общественные и наиболее сильные частные университеты учитывают результаты единого экзамена Центра аттестации (японский вариант ЕГЭ) и 3-6 собственных вступительных экзаменов. Большинство региональных общественных и частных университетов устанавливают также квоту на прием по рекомендациям местных или аффилированных школ, итогам небольшого эссе и собеседования. Конкурс в государственные и общественные университеты составляет 4-5 человек на место, а в группе частных университетов существуют настолько большие различия, что средние цифры теряют всякий смысл.

Все виды вступительных экзаменов и университетского обучения являются платными. Правительство устанавливает ориентировочную плату для государственных университетов, которые имеют возможность повысить или понизить ее в пределах 20%. Эти цифры являются ориентиром для общественных университетов, а вот частные устанавливают плату самостоятельно. В 2010 г. средняя плата за год обучения в государственных и общественных университетах Японии составляла 535,8 тысяч иен (около 5,7 тысяч долларов), а в частных - 817,9 тысяч иен (около 8,4 тысяч долларов), плюс вступительный взнос в первый год обучения. Примерно 30% японских студентов получают беспроцентные или низкопроцентные кредиты на обучение, 1-2% - невозвратные гранты. Кроме того, университеты используют скидки или освобождения от платы на семестр или на год для поощрения выдающихся студентов, но эта практика носит единичный характер. Плата вносится два раза в год, опоздание с оплатой на 2-3 месяца влечет за собой отчисление студента.

Присваиваемые степени аналогичны тем, что существуют в США и Великобритании: бакалавр (4 года), магистр (2 года), доктор (5 лет), а также профессиональные степени (2-4 года). Учебный год начинается в апреле и делится на 2 семестра, завершающиеся в сентябре и марте. В апреле-июле и в октябре-январе ведутся обычные занятия, август-сентябрь и февраль-март отводятся на экзамены, практики, концентрированные курсы и официальные недельные каникулы (две каникулярных недели существуют также в период новогодних праздников).

В обучении бакалавров, магистров и профессиональных специалистов применяется система кредитов. Нагрузка преподавателя исчисляется по числу кредитов, которые он «выдает» студентам на протяжении года (16-20 кредитов в государственных и общественных и 20-24 в частных университетах). Один кредит соответствует программе в 15 академических часов. Стандартный семестровый курс включает 14 лекций (90 минут или 2 академических часа) и экзамен. Экзамены проводятся письменно, продолжительность экзамена соответствует длине обычной лекции. Оценки выставляются, как правило, по стобалльной шкале. Оценка выше 60 баллов дает студенту право на получение двух академических кредитов. Для получения степени бакалавра требуется набрать не менее 136 кредитов (68 стандартных семестровых курсов). Среди них установлены квоты на английский и второй иностранный язык, общеобразовательные и специальные предметы (последние делятся на обязательные и предметы по выбору). Как правило, университет предлагает большой набор предметов (от 300 кредитов и выше), из которых студенты, с учетом перечисленных квот, самостоятельно формируют свое расписание.

Первые два года отводятся на общеобразовательную и теоретическую подготовку. В этот период студенты в среднем набирают по 70-90 кредитов. С третьего курса начинается специальная подготовка, центральным звеном которой является участие в тематическом двухгодичном семинаре под руководством одного из профильных преподавателей. Выбор семинара и руководителя является, пожалуй, наиболее важным и сложным шагом в начальный период обучения. Семинар проводится 1-2 раза в неделю на протяжении двух лет. Руководитель семинара дает рекомендации, характеризует студента в отношениях с университетскими органами, и в целом, на практике осуществляет «персонифицированное обучение». Дипломная работа также готовится в рамках семинара, но написание ее не является обязательным, а относится на усмотрение руководителя.

За полтора года до выпуска японские фирмы начинают кампанию по найму будущих выпускников. Студенты отправляются на поиски работы, и в начале четвертого курса, в апреле-мае, практически не имеют времени для университетских занятий. Университетам остается только закрывать на это глаза, поскольку возможность трудоустройства в существующей системе ценностей намного перевешивает важность академических успехов. К июню, 50-60% четверокурсников получают от компаний твердую оферту о приеме на работу после окончания, т.е. с апреля следующего года. Остальные студенты продолжают поиски, и к моменту выпуска около 80-95% (94,4% на 1 апреля 2014 г.) выпускников работу находят.

Все это представляет собой описание внешней стороны организации университетской жизни в Японии. Несмотря на неизбежную краткость и фрагментарность, данная информация кажется нам полезной для дальнейшего анализа.

Широта охвата и равенство доступа к высшему образованию

В 30-40-е годы 20-го века в университеты поступали 1-3% выпускников японских школ, университетское образование носило элитарный характер. Послевоенные реформы позволили расширить доступ до 9,8% в 1956 и 10,3% в 1960 г. Однако, демографические изменения, бурный экономический рост и активная правительственная политика создали возможность расширения числа студентов. К 1975 г. процент приема выпускников школ в университеты почти утроился и достиг 27,5%, и прежде всего за счет частных образовательных учреждений. В те годы Японии удалось резко расширить сферу высшего образования не увеличив государственные расходы, а переложив финансовую нагрузку на частных лиц. Наряду с очевидными позитивными результатами это привело к снижению качества, ухудшению материальной базы и повышению платы за обучение в частном секторе. Правительство ответило ужесточением контроля за образованием новых университетов, внедрением стандартов обеспеченности, а также созданием системы государственного субсидирования частных заведений. Доля поступающих учеников 1990 г. сократилась до 25,1%.

В 1990-2000-е годы начался новый виток расширения системы высшего образования, в котором можно выделить два этапа. Во-первых, в начале 1990-х годов было упрощено преобразование колледжей в университеты и учреждение последних региональными органами власти при сохранении ранее введенных стандартов. Именно тогда в большинстве префектур Японии появились собственные общественные (региональные) высшие учебные заведения с хорошей материальной базой и весьма квалифицированным персоналом. Во-вторых, в 2003 году в рамках широких административных реформ правительство пошло на отмену некоторых прежних ограничений (например, включение иностранного языка и физической подготовки в число обязательных предметов). Фактически, был взят курс на политику laissez-faire в частном сегменте высшего образования и дан зеленый свет образованию новых частных университетов. Государственная поддержка университетов Японии сократилась, но при этом осталось неизменным стремление общества если не расширить, то хотя бы сохранить достигнутые возможности университетского обучения. Эта задача, так же как и в 1970-е годы, начала решаться за счет расширения и реструктуризации в частном секторе. С точки зрения качества образования, государство направило ресурсы на повышение его в небольшом числе избранных университетов, а в отношении основной массы частных заведений отказалось одновременно и от жесткого регулирования, и от широкой поддержки. Сопоставление качества и затрат, а также решение о выборе университета было перенесено на уровень потребителя. Все это означает, что после многолетнего развития рынок образовательных услуг Японии вступил в период зрелости, когда на стороне предложения сформировались сотни разнообразных игроков, потребители получили возможность квалифицированного выбора, а механизмы конкуренции начали балансировать качество и цены.

К 2011 году обучение в университетах продолжали уже 49,1% выпускников средних школ. Расширение охвата произошло, в основном, за счет тех абитуриентов, которые раньше направлялись в колледжи разных типов. Дальнейшая динамика широты университетского образования будет зависеть от численности когорты 18-летних, структуры образовательных учреждений третичного уровня, возможностей финансирования, потребностей рынка труда и предпочтений населения.

Численность выпускников средних школ в Японии достигла пика в 1991 г. (1,81 млн чел.), к 2009 г. снизилась до 1,21 млн и к 2024 г. по существующим прогнозам должна упасть до 1,09 млн чел. На фоне сокращения числа перспективных студентов, количество университетов Японии увеличилось с 523 в 1992 до 780 в 2011 г., прежде всего за счет частных учебных заведений. При этом, на 1 мая 2012 года в 246 частных университетах был недобор студентов, причем в 18 из них было заполнено меньше половины имеющихся мест. Неудивительно, что конкуренция за студентов заставила ряд частных заведений (прежде всего, небольших и расположенных в провинциальных районах страны) снизить требования к абитуриентам и предоставить возможность обучения практически всем желающим, готовым оплатить университетский курс. Процент охвата выпускников школ университетским образованием повысился, но увеличился разрыв в качестве обучения между типами учебных заведений.

Рост числа частных университетов, как отмечалось выше, происходил преимущественно за счет снижения притока абитуриентов в краткосрочные университеты и специальные профессиональные школы. Процент поступающих в них выпускников сократился с 25% и 36% в 1991 до 6,3% и 22,9% в 2011 гг. Соответственно, число этих учебных заведений в те же годы уменьшилось с 591 до 372. Такое изменение предпочтений проще всего объяснить экономическими факторами: процент занятости в Японии устойчиво увеличивается с повышением уровня образования (на 2011 г. в возрасте 24-65 лет к категории занятых относится 61% населения со средним, 66% со средним профессиональным и 68% с высшим образованием), безработица сокращается (5,0, 3,9 и 3,0% соответственно), а заработная плата растет быстрее для лиц с университетским, а не с колледжным образованием (в 2007 г. зарплата выпускников университетов составляла 148% по отношению с зарплате работников со средним образованием).

Кроме экономических причин можно отметить новые тенденции в образовании женщин (они традиционно составляли основной контингент краткосрочных университетов, которые с расширением женской занятости перестали считаться достаточными для получения работы), а также установку на перенос подготовки медсестер и социальных работников из колледжей в обычные университеты (одно из направлений развития японской системы социального обеспечения). Все эти факторы продолжают действовать и в настоящее время. Следовательно, в ближайшие годы тенденция вытеснения и замещения колледжей обычными университетами наверняка продолжится. А вот дальнейшее развитие будет определяться более глубокими экономическими и социальными изменениями.

Процессы на рынке труда Японии в последние годы все чаще характеризуются разрушением традиционной модели долгосрочной (пожизненной) занятости. Это сопровождается расширением краткосрочных форм трудовой деятельности (в 2011 г. доля занятых на «нерегулярной» основе достигла 35,2%), увеличением числа молодых работников, меняющих место работы в первые три года (с 9,4% в 1999 до 15,3% в 2003 г.), а также сокращением доли компаний, занимающихся подготовкой работников (с 9,1% в 1994 до 5,1% в 2003 г.). Неудивительно, что политика найма постепенно переходит от приема молодых университетских выпускников к поиску готовых специалистов.

Соответствующее влияние на систему образования можно разбить на две части. Во-первых, меняются традиционные ее характеристики, отражающие важную роль японских компаний в подготовке персонала. Взамен образования внутри компаний начинают появляться новые формы подготовки. В частности, повышается традиционно низкая в Японии доля магистров и докторов. В 2002 г. аспиранты составляли 8,9% по отношению к бакалаврам (против 13,3% в Корее, 13,7% в США и 21% в Великобритании), но к 2011 г. эта доля повысилась до 10,6%. Далее, растет, хотя и незначительно, доля получающих образование в течении всей жизни. Если в 1998 г. только 2% студентов в Японии были старше 35 лет (самый низкий показатель среди стран ОЭСР), то в 2011 г. показатель увеличился до 2,3%. И наконец, прирост доходов в отношении к затраченным на образование средствам (rate of return on education) в Японии в 2005-2006 гг. находился на уровне 5-6% (14% в среднем по странам Европейского Союза и 12,3% в США). По косвенным данным, таким как повышение разрыва в оплате труда работников с высшим и средним образованием, вполне можно предположить положительную динамику.

Во-вторых, изменяются ожидания работодателей от системы образования. Если раньше главным критерием считалась способность к обучению (которую демонстрировало не столько содержание образования, сколько сам факт поступления в престижный университет), то в последние годы все большие требования предъявляются к инициативности, способности принимать решения, коммуникативности и т.п. - чего традиционно не хватает японским бизнесменам. Отметим, что приобретение таких качеств зависит не столько от образования, сколько от воспитания. Однако представители работодателей, чаще всего, возлагают ответственность за их недостаток на последнюю образовательную ступень. Перед началом реформ именно предпринимательские союзы и представители бизнеса наиболее остро критиковали университетскую систему и требовали ее реформирования.

Большое влияние на широту охвата населения университетским образованием оказывает также и степень его доступности. В этой области на фоне других стран ОЭСР Японии удалось добиться значительных успехов. Прежде всего, к началу 1990-х годов проблему равного доступа во многом удалось решить на уровне начального и среднего образования, поскольку зависимость уровня знаний японских школьников от социального происхождения и доходов родителей проявлялась намного слабее, чем в других странах ОЭСР. Далее, в Японии практически исключена коррупция и злоупотребления при поступлении в университеты и сдаче единых экзаменов (аналог российского ЕГЭ). И наконец, создана чрезвычайно разнообразная структура учреждений третичного образования, предоставляющих широкие возможности для обучения. Большую роль в обеспечении равенства играет также сравнительно равномерное географическое распределение учебных заведений, возникшее в итоге многолетней целенаправленной политики правительства, направленной, в частности, на учреждение в каждой из 47 префектур по меньшей мере одного государственного университета. В целом, по мнению экспертов ОЭСР, задача Японии на 2010-е годы в области равенства состояла, прежде всего, в сохранении достигнутого, и уже вслед за этим - в решении ряда существующих проблем.

Первой такой проблемой является сохранение серьезных гендерных различий. Так, в 2009 г. в университеты поступало 51,3% мужчин-выпускников школ и 36,8% женщин-выпускниц. Обучение в аспирантуре продолжало 15,1% закончивших университеты мужчин и только 7,7% закончивших женщин. Среди общего числа университетских профессоров женщины составляли 10% (6,1% в государственных университетах). Сокращение подобных различий потребует длительного времени и будет зависеть от самых разнообразных факторов - от динамики женской занятости и величины «премии на образование» до изменения стиля отношений в академической среде и улучшения баланса в распределении времени между работой и домом.

Вторая проблема связана с усилением социальной дифференциации. Обратим внимание лишь на один из ее аспектов. Общие расходы семьи на воспитание ребенка от рождения до окончания университета в Японии достигают 21 миллиона иен (около 200 тысяч долларов) при среднем семейном годовом доходе 5,7 миллиона иен (около 53 тысяч долларов, оценки 2005 года). В период школьного обучения крупную статью расходов составляет плата за частные подготовительные курсы для сдачи экзаменов в престижные школы и университеты. Получается, что доходы родителей определяют уровень дополнительной подготовки детей, а тем самым и престиж учебных заведений, куда они могут поступить. Дорогие подготовительные курсы, в принципе, можно заменить самостоятельной работой дома. Однако для этого требуется систематически ориентировать ребенка на образование, что считается важным далеко не в каждой семье. С учетом этого совсем неудивительно, что в 2000-х гг. университеты заканчивали 60% детей «профессионалов», но только 15% детей занятых в сельском хозяйстве.

Политика правительства не предусматривала действенных мер по снижению указанных различий. Следовательно, расширение системы университетского образования в 2000-х гг. происходило преимущественно за счет средних и высокооплачиваемых слоев. Возможности обучения в университетах низкооплачиваемых групп населения не увеличивались. Если учесть расширение имущественного неравенства, динамику реальных доходов, большие расходы на подготовку в университеты, сужение возможностей государственного финансирования и наконец, сравнительно высокую и постоянно растущую плату за обучение, то становится понятным прогноз специалистов, что в будущем доступ к университетскому образованию для детей из семей с низкими доходами расширяться не будет. Получается, что некоторые достижения в области равного доступа к образованию, которыми справедливо гордилась Япония, в 1990-2000-х годах оказались утрачены. Это стало неизбежным, но вполне предсказуемым результатом изменений в японском обществе и проведенных образовательных реформ.

В тех странах, которые взимают плату за обучение, равенство доступа может регулироваться финансовой помощью студентам. Система грантов и стипендий в Японии развита относительно слабо (3% учащихся в 2010-2011 гг.), да и займы с нулевыми или низкими ставками получают примерно 33% учащихся колледжей и университетов, против 71% в Великобритании и 76% в США. Займы, как правило, выплачиваются через 5 лет после окончания обучения фиксированными ежемесячными платежами, независимо от дохода бывшего студента. Очевидно, что при такой организации падение реальных доходов и неясные перспективы занятости снижают выравнивающий эффект системы займов.

Пример Японии подтверждает, что объемы затрат, уровень качества и широта доступа к университетскому образованию тесно взаимосвязаны между собой. Сокращение государственного финансирования и реформы 1990-2000-х годов привели к расширению предложения в частном секторе образовательных услуг, но это сопровождалось усилением дифференциации японских университетов. Поиски оптимального компромисса между стоимостными, качественными и социальными характеристиками образовательного процесса будут продолжаться в течении ряда лет, на протяжении которых система высшего образования Японии сохранит присущий ей переходный характер.

Побробнее на эту тему см. следующие работы автора:

1. Белов А.В. «Основные направления реформы университетов Японии.» Япония-2014. Ежегодник. АИРО-XXI. М. 2014. С.87-108;

2. Белов А.В., Золотов А.В. «Экономические аспекты деятельности университетов в Японии.» Вопросы Образования. 2014. № 3. С.30-53.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН