Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Экономика arrow Мищенко Я.В. Развитие сланцевой энергетики в АТР в оценках японских специалистов
Мищенко Я.В. Развитие сланцевой энергетики в АТР в оценках японских специалистов Печать E-mail
12.03.2015 г.

Развитие сланцевой энергетики в АТР в оценках японских специалистов

Мищенко Я.В.

Япония вот уже не одно десятилетие без преувеличения находится на передовой мировых энергетических технологий. Новейшие виды энергии, современные технологии, создаваемые по последнему слову науки и техники высокотехнологичные энергосистемы - Япония шагает в ногу со всеми мировыми достижениями в этой области и сама задает им тон. Само собой разумеется, что японские специалисты - энергетики внимательно следят за развитием «сланцевой» революции в Северной Америке, анализируют, каково может быть ее влияние на энергетическую ситуацию в мире, могут ли сланцы оказаться полезными и для Японии. В японских Белых книгах по энергетике отражены результаты анализа японскими экспертами разработки сланцевых углеводородов некоторыми странами АТР, а специалисты Института экономики энергетики Японии уделяют большое внимание проработке этих вопросов. Ниже приведен обзор основных выводов японских экспертов о ходе и перспективах развития сланцевой энергетики в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Зачем нужны сланцевые углеводороды?

Потребление природного газа в мире растет, тогда как запасы его истощаются. Крупнейшие страны - потребители энергии импортируют этот и другие виды энергоносителей в огромных масштабах. Однако понятие энергетической безопасности все же ассоциируется в большей степени с возможностью производить энергию на своей территории. Серьезная ставка была сделана на развитие технологий электрогенерации, в особенности - атомной энергетики. Сравнительно недавно, в 2000-е гг., появилась новая надежда на достижение энергетической самообеспеченности - за счет сланцевых углеводородов.

По оценкам японских специалистов, в США при использовании сланцевого газа надеются достичь полной энергетической самообеспеченности к середине 2030-х гг. - весьма амбициозная задача [1]. Правда, уже сейчас объем закупаемого США природного газа уменьшается (в 2010 г. он составлял 105,48 млрд кубометров, в 2013 г. - 81,6 млрд кубометров, по данным BP Global [2]).

Однако «сланцевая революция» в Северной Америке воздействует не только на страны этого континента, но также на мировые энергетические рынки и мировые потоки углеводородов. По мнению исследователей Института экономики энергетики Японии, большие объемы природного газа из стран Персидского залива, которые ранее предназначались для США, теперь могут «высвободиться» и перенаправиться в Азию и Европу. Это серьезный фактор, который может изменить соотношение спроса и предложения на энергоресурсы [3]. Для России, ставящей целью расширить экспорт углеводородов, в том числе природного газа, на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, это важнейший фактор, который рано или поздно придется учитывать в энергетической стратегии. Кроме того, «сланцевый фактор» может повлиять на устоявшуюся систему ценообразования, а именно - ослабить, изменить традиционную привязку цен на газ к стоимости нефти.

Восточный вектор «сланцевой революции»

Соединенные Штаты «заразили» сланцевой революцией другие страны. К разработке и добыче сланцевых углеводородов недавно, но весьма активно приступил Китай. Так, в июне 2011 г. был проведен первый тендер на разработку четырех месторождений в северной китайской провинции Гуйчжоу и южной провинции Чунцин. Участвовать в этом тендере было позволено лишь шести государственным компаниям (таким гигантам как PetroChina, Sinopec, CNOOC и др. [4] ) Второй тендер на разработку 20 месторождений в 8 провинциях был проведен в сентябре 2012 г. В нем приняли участие более 70 китайских компаний, однако крупнейшие нефтегазовые предприятия от участия воздержались. Среди зарубежных компаний в разработку китайских сланцевых проектов наиболее активно вовлечены Shell и Total, причем последняя создала СП с китайской компанией Sinopec для разведки и добычи сланцевого газа.

В Китае условия залегания сланцевого газа сложнее, чем в США - он расположен глубже в недрах. Поэтому добыча скорее всего будет более дорогостоящей, потребует больших инвестиций. Однако серьезность планов Пекина в отношении развития сланцевого газа подтверждает тот факт, что принято решение о строительстве «сланцевого газопровода» в провинции Сычуань.

Среди других азиатских стран Индия и Индонезия также обладают запасами сланцевого газа и могут его добывать на своей территории. К слову сказать, в ноябре 2010 г. Индия и США подписали Меморандум о понимании относительно разведки сланцевого газа. А в 2012 г. Индия приняла пятилетний план развития этого нового источника энергии, который в долгосрочной перспективе может сыграть положительную роль для страны, чье газовое потребление увеличивается. Индонезия в 2013 г. начала проекты по разработке сланцевого газа на о. Суматра и о. Калимантан.

Специалисты японского Института экономики энергетики считают, что страны вне Северной Америки могут столкнуться с некоторыми сложностями при реализации сланцевых проектов, поэтому на уровень промышленной отдачи от сланцев выйдут только к 2020 г. [5]

Роль сланцевого газа для России

Поставки углеводородов - одно из приоритетных направлений российского экспорта. Тот факт, что начинает претерпевать изменения структура поставок и в целом география потоков энергоресурсов из стран Персидского залива, мирового энергетического донора, имеет первостепенную важность для отечественных планов по расширению экспорта углеводородов в Азию. Еще более значимым представляется тот факт, что некоторые страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые являются покупателями российского газа (например, Китай), сами активно приступили к разработке сланцевого газа. Понятно, что пока - это не более чем задел на будущее. Однако работа в этом направлении ими уже ведется, причем в сотрудничестве с США, которые первыми обзавелись этой передовой технологией.

Сама Россия также обладает запасами сланцевого газа. По оценкам Международного энергетического агентства, они могут быть сосредоточены в Западной Сибири, Восточной Сибири, Тимано-Печорском бассейне, Волго-Уральском районе. Однако в разведке и разработке нетрадиционных видов газа приоритетом является добыча метана угольного пласта, запасы которого сосредоточены в Кузбассе. Нужно ли России разрабатывать сланцевый газ? С точки зрения экономической эффективности, возможно, сейчас это не самый дешевый и выгодный вид газа для добычи и продажи. Однако отказавшись от разработки и производства этого перспективного в мировом масштабе энергоресурса, Россия может попасть в ловушку технологической отсталости энергетической отрасли. Достаточно вспомнить, что наша страна приобретала у Японии, почти полностью лишенной собственных запасов ископаемого топлива, технологию по сжижению газа спустя более 30 лет после того, как Япония в середине 1960-х гг.-1970-х гг. стала пионером этой высокотехнологичной индустрии. Если учесть, что Россия и Япония - соседние страны, то подобный технологический разрыв в газовой промышленности представляется просто космическим.

Итак, сланцевый газ сейчас, скорее всего, не нужен России - у нас есть что поставлять на внешние рынки из энергоресурсов и что использовать внутри страны. Но отказ от разработки технологий в области передовых современных источников энергии грозит закрепить за отечественным ТЭК отнюдь не передовую роль поставщика энергетического сырья и полуфабрикатов.

Примечания:

[1] Choi DooHo The effect of shale gas revolution on oil industry / IEEJ, 01.2013, http://eneken.ieej.or.jp/data/4682.pdf

[2] BP Statistical Review of World Energy 2011, 2014 / BP Global, www.bp.com/statisticalreview

[3] Hiroshi Hashimoto, Seishi Fukuoka, Masashi Okamura, Hiroyuki Sueshi, Shigekazu Horiike Shale gas development outside of the United States and Canada / IEEJ, 07.2013, http://eneken.ieej.or.jp/data/4973.pdf

[4] Yue Zhang The Shale Gas Boom Shift to China / IEEJ, 06.2010, http://eneken.ieej.or.jp/data/3179.pdf

[5] 2011 Annual Report on Energy (Energy White Paper 2011. Outline) / Ministry of Economy, Trade and Industry, Japan, 10.2011, www.meti.go.jp
 
« Пред.   След. »