Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Парамонов О.Г. Выход Японии на внешние рынки вооружений: политический аспект
Парамонов О.Г. Выход Японии на внешние рынки вооружений: политический аспект Печать E-mail
19.05.2015 г.

Выход Японии на внешние рынки вооружений: политический аспект

Парамонов Олег Геннадьевич, докторант Центра исследований Восточной Азии и ШОС Института международных исследований МГИМО(У) МИД России

Производимая в Японии продукция военного назначения, особенно в таких сферах, как кораблестроение и танкостроение, всегда выглядела вполне конкурентоспособной по сравнению с американскими и европейскими аналогами. Вместе с тем, многие десятилетия страны, занимавшиеся экспортом вооружений, не рассматривали Японию в качестве своего конкурента из-за существовавшего в Токио консенсуса между политиками и представителями бизнеса о целесообразности полного отказа от военного экспорта с целью обеспечения мирного развития страны. Сегодня предпринимаемые правительством Синдзо Абэ шаги свидетельствуют о возможности использования Японией экспортного потенциала оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не только для преодоления экономических трудностей, накопившихся в данной отрасли, но и для реализации внешнеполитической доктрины С. Абэ, известной также как «проактивный пацифизм» (Proactive Contribution to Peace).

Возникшая в Японии во время холодной войны система полного запрета экспорта вооружения и участия в его совместном производстве стала постепенно смягчаться под влиянием участия Токио в американских планах по созданию ПРО. Наряду с Вашингтоном, стремящимся разделить со своим союзником финансовые и технологические издержки, начиная с 2010 года, важным фактором давления на правительство Японии по вопросу экспортного контроля стали представители её промышленных корпораций. В условиях общей стагнации японской экономики ОПК был вынужден балансировать в условиях сокращения военных расходов и невозможности выхода на внешние рынки вооружений.

Вместе с тем, значительная часть контролировавшей правительство Демократической партии Японии (ДПЯ) возражала против пересмотра запрета военного экспорта, что начинало отражаться на темпах разработок в области ПРО не только в Японии, но и в США. По этой причине в июне 2011 г. правительство ДПЯ позволило в порядке исключения передачу дружественным странам совместно разработанных компонентов новой модификации противоракеты SM-3. В декабре 2011 г., после допуска небольшой авиастроительной кампании ShinMaiwa Industries, находящейся в сложном финансовом положении, к участию в тендере[1] на поставку многоцелевых гидросамолетов для ВМС Индии[2], правительство утвердило «Порядок передачи иностранным государствам изделий военного назначения»[3], предусматривающий возможность подобных поставок другим странам для осуществления международного сотрудничества и укрепления мира, а также с целью обеспечения безопасности Японии. Далее, в марте 2013 г. правительство Японии разрешило экспорт производимых в Японии компонентов истребителя F-35. В консорциуме по разработке этого самолёта участвуют несколько государств, включая США.

После победы Либерально-Демократической партии Японии (ЛДПЯ) на парламентских выборах в декабре 2012 г. правительство С. Абэ и Совет безопасности Японии 17 декабря 2013 г. утвердили Стратегию национальной безопасности Японии[4], заменившую Основной курс в области обороны от 1957 г. В новом документе, в частности, было объявлено о разработке чётких подходов к политике экспортного контроля, исходя из того, что международное сотрудничество в области безопасности является ключевым элементом «проактивного пацифицизма» и что одной из его форм является участие в совместных разработках и производстве вооружений.

Далее, 1 апреля 2014 г. правительство и Совет национальной безопасности Японии одобрили «Три принципа трансфера продукции военного назначения»[5] (часто упоминаются как «Принципы Абэ»), Совет национальной безопасности утвердил Руководящие принципы по их применению[6]. «Принципы Абэ» разрешают японским компаниям осуществлять поставки военной продукции союзникам Токио или дружественным государствам, а также участвовать в международных проектах, связанных с разработкой и производством вооружений. В соответствии с «Принципами Абэ»:

1.  запрещается экспорт в страны, нарушающие международные обязательства и соглашения;

2.  решения принимаются по каждому конкретному случаю при проведении тщательного изучения и обеспечении транспарентности;

3.   осуществляется надежный контроль за недопущением использования полученной от Японии военной продукции в целях, отличных от заявленных, для передачи её в третьи страны и т.п[7].

Государства, закупающие вооружения у Японии, должны заранее запрашивать согласие Токио на его трансфер третьим странам или использование в целях, отличных от заявленных. Контролирующие функции и обеспечение мониторинга военного экспорта, возложены на Минобороны, МИД, министерство торговли. В особых случаях для осуществления военных поставок потребуется одобрение Совета национальной безопасности.

Первым случаем применения Принципов Абэ стало объявленное правительством в конце июля 2014 г. разрешение Mitsubishi Heavy Industries осуществить поставку в интересах американской компании Rhytheon Co. сенсоров для противоракет PAC-2, предназначенных для экспорта в Катар. PAC-2 является устаревшей версией противоракетного комплекса Patriot, ряд компонентов для него уже не производится в США[8].

Официальные комметарии, например, генерального секретаря кабинета министров Ёсихидэ Суга, свидетельствовали о том, что приоритетной целью новых инициатив правительства С. Абэ в сфере военного экспорта является реализация доктрины «проактивного пацифизма»[9], в том числе планов по выстраиванию региональной архитектуры безопасности с участием государств, разделяющих общие западные ценности либо имеющих в своих отношениях с Пекином элементы «серой зоны безопасности».

Кроме того, С.Абэ, возможно, рассчитывает диверсифицировать политику Японии в области безопасности, используя военно-техническое сотрудничество для выстраивания и укрепления связей в оборонной сфере не только с региональными акторами, например, Австралией и Индией, но и с европейскими странами, например, Великобританией, Турцией, Францией. Так, ещё в конце 2013 г. началась реализация первого японо-британского проекта по разработке специального костюма для защиты от оружия массового поражения[10]. В том же году, накануне визита С. Абэ в Турцию, начались переговоры между Токио и Стамбулом о совместной разработке японским концерном Mitsubishi Heavy Industries и турецкой компанией TUSAS Engine Industries танкового двигателя для танков Altay турецкой разработки. В итоге, турецкую сторону не устроил запрет реэкспорта[11]. В ходе визита С.Абэ в мае 2014 г. во Францию достигнута договорённость о совместной разработке подводного дистанционно управляемого аппарата (underwater drone), в начале 2015 г. начались консультации о создании универсального робота, способного действовать в условиях радиоактивного заражения. В японских СМИ появились предположения о намерении Токио создать противовес контактам в военно-технической сфере между Парижем и Пекином, при этом приобретает актуальность вопрос утечек чувствительных японских технологий в Китай[12]. В марте 2015 г. в ходе встречи в формате «два плюс два» в Токио было подписано франко-японское соглашение о трансфере военного оборудования и технологий[13].

При разработке «Принципов Абэ» подчёркивалось, что Япония в основном будет предлагать на экспорт специальное защитное снаряжение для миротворческих и спасательных операций. Несмотря на это, в первых шагах Токио на внешних рынках вооружений можно заметить несколько весьма серьёзных заявок.

В июле 2014 г., в ходе состоявшейся во время турне С. Абэ по странам Океании встречи с премьер-министром Австралии Тони Эбботом было подписано предварительное соглашение об оснащении австралийских ВМС субмаринами типа Сорю (Soryu), которые будут строиться по лицензии на верфях в Аделаиде или поставляться из Японии[14]. Сорю (водоизмещение свыше 4 000 тонн) считается одной из лучших субмарин в своём классе, её основным преимуществом является большая продолжительность пребывания под водой благодаря воздухонезависимому двигателю Стирлига[15]. В составе морских Сил самообороны уже имеется несколько подлодок данного типа, построенных Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Shipbuilding. Правительство Тони Эббота уже подверглось серьёзной критике со стороны собственного ОПК за предпочтение японского проекта отечественным разработкам и вынуждено рассматривать варианты участия австралийских предприятий в строительстве подлодок японской конструкции[16].

В случае реализации вышеупомянутого соглашения оно может стать первой крупной сделкой на рынке вооружений с участием Токио. Самим фактом обсуждения её условий Япония и Австралия намерены продемонстрировать США готовность увеличить свой вклад в обеспечение региональной безопасности. Конечный результат зависит от того, смогут ли австралийские политики преодолеть сопротивление своего ОПК и удастся ли японской бюрократии создать юридическое обоснование для экспорта, пусть даже и в дружественную страну, военной продукции, плохо согласуещейся с «буквой и духом» Принципов Абэ.[17] Подлодками класса Сорю также заинтересовались ВМС Индии, которые планируют потратить 8,1 млрд. долларов на шесть новых дизельных субмарин, но при этом в Дели настаивают, чтобы строительство осуществлялось на индийских верфях[18].

Краткий обзор экспортных перспектив японского авиастроения целесообразно начать с переговоров между Токио и Дели о вышеупомянутом контракте по гидросамолёту ShinMaiwa US-2. Данная модель может быть использована для решения широкого круга задач, например, патрулирования и спасательных операций, и является единственным в мире гидросамолётом, способным осуществлять взлёт и посадку при волнении моря в пять баллов.

В январе 2014 г. Ицунори Онодера, занимавший пост главы оборонного ведомства Японии, в ходе своего визита в Индию достиг со своим индийским коллегой А.К. Энтони предварительную договорённость о поставке в Индию US-2 и об участии индийской стороны в разработке экспортной версии US-2i. Таким образом, оправдались экспертные прогнозы о победе US-2 в тендере на поставку поисково-спасательных гидросамолётов, объявленном Дели в конце 2010 г., в котором также участвовали российский Бе-200, канадский Bombardier 415 и американский проект Sea Star. В пользу US-2 сыграли не только хорошие взлетно-посадочные характеристики, но и политический аспект выбора индийцами японского самолёта - заинтересованность Дели в развитии военно-политических связей с Токио в качестве противовеса растущим военным возможностям Пекина.

Продажа самолета US-2 в Индию, аналогично ситуации с поставкой субмарин в Австралию, могла бы явиться для Японии событием исторического масштаба. Помимо Индии, интерес к US-2 проявляют Австралия, Индонезия и Бруней[19].

В Токио также готовы предлагать свою военную авиационную технику странам, которые являются серьёзными акторам на международных рынках вооружений, при этом не исключается и прямая конкуренция с авиапроизводителями США. Например, в ходе японо-британских консультаций о совместном производстве военного снаряжения, состоявшихся в июле 2014 г. в Фарнборо, было сделано предложение о поставке в Великобританию патрульного (по другой классификации - противолодочного) самолёта Kawasaki P-1 с целью замены снятых с эксплуатации в 2011 г. самолётов Hawker Siddeley Nimrod британского производства. Общая сумма сделки при этом может превысить один млрд. долларов.

В Лондоне рассчитывали окончательно определиться насчёт закупки новых патрульных самолётов после парламентских выборов 2015 г. Заказ для британской BAE Systems был отменён ещё в 2010 г. из-за невыполнения условий по срокам и стоимости. В случае объявления тендера Kawasaki P-1 может столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны P-8 Poseidon концерна Boeing. Британские ВМС осуществляют патрулирование в водах Атлантики во взаимодействии с флотом США, поэтому преимуществом Р-8 Poseidon является его оперативная совместимость с их системами связи и управления.

Вместе с тем, если Япония сможет предложить конкурентоспособную по цене модификацию P-1, то её будут рассматривать в качестве альтернативного варианта. Совместная разработка экспортного варианта P-1 может быть интересна для обеих сторон. Токио сможет изучить британский опыт эксплуатации весьма удачного самолёта Nimrod, Лондон, в свою очередь, получит доступ к радарным и другим чувствительным технологиям, что исключается в случае контракта с Boeing из-за ограничений со стороны Пентагона.

Продажа P-1 Великобритании могла бы означать выход Японии на рынки вооружений за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона. Но и в случае отсутствия конкретного результата внимательное рассмотрение Великобританией японского предложения способствовало бы привлечению внимания других потенциальных покупателей, например Новой Зеландии, Норвегии, Канады[20].

Высказывание по этому поводу представителя минобороны Японии Хирофуми Такэда: «Мы рассматриваем ряд вариантов в отношении продаж военного оборудования, но не комментируем конкретные сделки»[21], а также фактический отказ представителей Kawasaki Heavy Industries от комментариев не очень хорошо сочетается с заявленным в «Принципах Абэ» стремлением к обеспечению открытого характера подобной деятельности.

Резюмируя ситуацию в японском военном авиастроении, необходимо пояснить, что, хотя компании ShinMaiwa и Kawasaki разрабатывают весьма совершенные типы самолётов, Силы самообороны Японии в состоянии обеспечить их заказами в весьма ограниченных объёмах. В случае отсутствия у данной авиатехники экспортных перспектив работа над её новыми образцами может оказаться экономически неоправданной, что начнёт негативно сказываться на обороноспособности Японии.

***
Японии будет весьма сложно стать самодостаточным актором на глобальном рынке вооружений, но в региональном масштабе она может добиться определённых успехов. Сильным конкурентом японских компаний здесь можно рассматривать военно-промышленный комплекс Республики Корея. Вместе с тем, несколько государств, находящихся вблизи региональных очагов «серой зоны» безопасности, с определёнными надеждами присматриваются именно к Токио, при этом вместе с вооружением японского производства они рассчитывают заручиться поддержкой со стороны японо-американского альянса. Учитывая содержание утверждённых в апреле 2015 г. новых Руководящих принципов оборонного сотрудничества США и Японии, характер подобной поддержки может выйти за сугубо политические рамки.


[1] Подробнее о переговорах с Дели см. ниже

[2] Япония смягчила запрет на экспорт военной продукции http://www.lenta.ru/news/2011/12/27/relax/; Япония предложила Индии самолеты-амфибии http://www.lenta.ru/news/2011/11/17/amphib/

[3] Statement by the Chief Cabinet Secretary on Guidelines for Overseas Transfer of Defense Equipment etc. (Provisional translation) December 27, 2011 http://www.kantei.go.jp/foreign/others/201112/__icsFiles/afieldfile/2012/01/31/20111227DANWA_e.pdf

[4] Коккаандзэн хосё сэнряку-ни цуйтэ, 17.12.2013 http://www.kantei.go.jp/jp/kakugikettei/2013/__icsFiles/afieldfile/2013/12/17/20131217-1_1.pdf

[5] Боэйсобиитэн сангэнсоку (Три принципа трансфера продукции военного назначения) 01.04.2014 http://www.kantei.go.jp/jp/kakugikettei/2014/__icsFiles/afieldfile/2014/04/01/20140401-1.pdf

[6] Imlementation guidelines for the three principles on Transfer on Defense Equipment and Technology, April 1, 2014 (Provisional Translation)         http://www.mofa.go.jp/press/release/press22e_000010.html

[7] Букиюсюцу-но синсангэнсоку-о какуги кэттэй гэнсоку кинси-о аратамэру (Принимая решение о «новых трёх принципах» правительство осуществляет пересмотр запрета на экспорт вооружений) http://www.asahi.com/articles/ASG41033ZG30UTFK00T.html

[8] Pfanner E. Japan Inc. Now Exporting Weapons http://www.wsj.com/articles/japans-military-contractors-make-push-in-weapons-exports-1405879822

[9] Pollman M. Japan's First Steps Into the World of Arms Exports http://thediplomat.com/2015/01/japans-first-steps-into-the-world-of-arms-exports/

[10] Japan and Britain cement defense ties. 18.10.2013. http://www.dw.de/japan-and-britain-cement-defense-ties/a-17167667

[11] Tank engine development eyed with Turkey, January 4, 2014 http://www.japantimes.co.jp/news/2014/01/04/national/tank-engine-development-eyed-with-turkey/#.U8tnt-blrIU

[12] Japan, France join hands on defense equipment, fast-breeder reactors. http://www.japantimes.co.jp/news/2014/05/05/national/politics-diplomacy/japan-france-join-hands-defense-equipment-fast-breeder-reactors/; Japan, France eyeing defense deal http://asia.nikkei.com/Politics-Economy/International-Relations/Japan-France-eyeing-defense-deal

[13] Kameda M. Japan, France ink defense gear transfer pact at two-plus-two meeting http://www.japantimes.co.jp/news/2015/03/13/national/politics-diplomacy/japan-france-ink-defense-gear-transfer-pact-at-two-plus-two-meeting/

[14]Australia and Japan to Ink Submarine Deal. http://thediplomat.com/2014/07/australia-and-japan-to-ink-submarine-deal/

[15] Помимо Японии, опыт работы с данными двигателями имеется только у корабелов Швеции.

[16] Mizokami K. Japan's Emerging Defense Export Industry http://news.usni.org/2015/02/23/japans-emerging-defense-export-industry

[17] Pollman M. Op. cit.

[18] Mizokami K. Op. cit.

[19] СМИ: В индийском тендере победили японские самолеты-амфибии ShinMaywa US-2 http://www.vz.ru/news/2014/1/9/667157.html

[20] Exclusive: Japan seeks to sell sub-hunting jet to UK as Abe pushes arms exports http://www.reuters.com/article/2015/01/07/us-japan-uk-arms-exclusive-idUSKBN0KG0WG20150107

[21] Ibidem.
 
« Пред.   След. »