Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Василиско Д.И. Диалог культур России и Японии в дизайне костюма
Василиско Д.И. Диалог культур России и Японии в дизайне костюма Печать E-mail
03.12.2015 г.

Диалог культур России и Японии в дизайне костюма

Василиско Д.И. Институт сферы обслуживания и предпринимательства Донского государственного технического университета

В последние годы культурные контакты между Россией и Японией уже можно проследить буквально в режиме реального времени, поскольку диапазон мероприятий, целью которых является просветительский диалог и демонстрация собственной культурной идентичности, достаточно широк. В России это фестивали «Японская весна», «Японская осень», «Японские сезоны», «Сад удовольствий», гастроли театров Но, Кабуки, традиционных музыкальных коллективов, мастер-классы по каллиграфии, икэбана, художественные выставки, фестивали манга и анимэ.[1] Россия проводит в Японии «Русские сезоны» - фестиваль российской культуры, в котором представлены различные виды искусства.

Среди наиболее интересных российско-японских арт-проектов, которые демонстрируют взаимодействие двух культур, можно отметить выставку «Преображение кимоно» Кубота Итику, прошедшую в январе 2014 года в Москве, в центральном выставочном зале «Манеж». В образцах кимоно соединились модификация японской традиционной техники декоративного оформления ткани и воспоминания о дальневосточных закатах, увиденных художником во время нахождения в плену в Сибири. Российский зритель мог увидеть как аутентичная японская культура существует и развивается в современности, как кимоно превращается из традиционной одежды в образец искусства, в котором соединяется и традиционализм и современность. (см. рис. 1)

Рисунок 1.

Кимоно И. Кубота «Сан/Пылающее солнце (1986)» [2]

В свою очередь, в области модной индустрии, которая, несомненно, является частью культурного пространства, также представлено достаточное количество проектов: недели моды в Москве и Токио; творчество мировых Домов мод и брендов; конкурсы молодых дизайнеров; арт-проекты и выставки. На их основе был проведен сравнительно-сопоставительный анализ в нескольких сегментах модной индустрии.

Анализ проводился по трем направлениям:

- выявление этнических традиций русской культуры в творчестве японских дизайнеров;

- выявление этнических традиций японской культуры в творчестве российских дизайнеров;

- влияние творчества японских дизайнеров на модную индустрию России.

В ходе анализа в выделенных сегментах были выбраны наиболее яркие и характерные примеры моделей одежды и проведен композиционно-структурный анализ, позволивший выявить характерные признаки использования этнических традиций в костюме и взаимовлияние национальных костюмов на творчество дизайнеров одежды с точки зрения художественной выразительности и приемов гармонизации костюма.

Анализ 50 японских дизайнеров, представивших свои коллекции на «Mercedes Benz Fashion Week Tokyo S/S 2016» показал, что в некоторых моделях Косино Хироко используется северные мотивы России - изображение оленей и использование меха. В моделях бренда Тэндо (Tendo) угадывается русская душегрея. Косино Юма обращается к традиционным цветам и формам русского традиционного костюма (см. рис. 2). Тема русского быта и фольклора широко не применяется, но можно проследить чуть «слышные нотки» этнического микста. Таким образом, влияние русской культурной традиции на японскую модную индустрию выявлено в 6 % коллекций.


Рисунок 2. Модели Косино Юма S/S 2016 [3]

Анализ 100 российских брендов, показавших свои коллекции на «Mercedes Benz Fashion Week Moskow S/S 2016», позволил выделить следующих дизайнеров, обративших свое внимание на Дальний Восток, и в частности, на Японию. Бренд DIMANEU в коллекции FW 2015-2016 «Юка» выступает с призывом к миру и согласию двух великих стран - России и Японии. Названа коллекция японским женским именем Юка, что означает «ароматный расцвет», «расцвет дружбы». Автор демонстрирует слияние двух древних культур. Силуэты, формы, детали японского традиционного костюма тонко переплетаются с классическим кроем и знакомыми деталями народного костюма древней Руси. Дизайнер демонстрирует сходство в истоках двух культур и элементов в одежде этих двух наций (см. рис. 3). Другая коллекция под названием «Оригами» представляет собой микст культур. Авторская концепция основана на использовании традиционной техники оригами в современных формах костюмов.

Рисунок 3.

Модель из коллекции «Юка» DIMANEU FW 2015-2016 [4]

В основе бренда IVKA лежит концептуальный, авангардный подход к созданию одежды. Андрогинность и отсутствие привычного размерного ряда, минимализм, поиск конструкции и декора внутри простой формы - все это отвечает концепциям японского дизайна (см. рис. 4).

Коллекция J.Kim транслирует азиатские ретроспективные источники вдохновения, даёт возможность поближе познакомиться с богатыми культурами Азиатских стран. Использование забытых прикладных искусств, трансформация национальных азиатских костюмов в актуальный крой - основные художественные приемы, используемые в этой коллекции.

Марка osome2some широко использует эстетику традиционного японского костюма: изящная геометрия кроя, ассиметрия и детали, отсылающие к традиционному японскому костюму.

Рисунок 4. Модели бренда IVKA Resort - 2016 [5]

Создатели марки Pirosmani в основу своей стилистики положили философию деконструктивизма - сложные асимметричные формы, изящные драпировки, а также острый европейский и свободный восточный крой.

Бренд Saint-Tokyo, созданный Юрием Питениным, долгое время жившим и работавшим в Японии, основывается на столкновении Европы и Азии, сочетании несочетаемого. Прочувствовав изнутри культуру другой страны, дизайнер предлагает авторскую трактовку столкновения Европы и Азии. Сложные вещи модифицируют человеческое тело, придавая ей шарм и образность.

Таким образом, влияние японской модной индустрии и традиционного японского костюма выявлено в 10% коллекций, представленных на «Mercedes Benz Fashion Week Moskow S/S 2016»

В дизайнерских практиках известных Домов моды также используются этнотрадиции России и Японии. Образцом, транслирующим концепцию мультикультурализма, может служить дизайн костюмов Дома моды Kenzo, созданный японским дизайнером Такада Кэндзо. Художественная выразительность и стилистика бренда заключается в поисках одинаковых истоков этнокульрурных традиций. Дизайнеры Дома моды транслируют идеи поликультурности, демонстрируя тонкое чувство вкуса, деликатное отношение к традиционному культурному наследию, художественную выразительность и адекватность современному модному образу, что придает ему интернациональную окраску. В коллекции 2009 г. в некоторых моделях прочитываются элементы русской культуры. Лейтмотивом коллекции S/S 2011 был русский национальный костюм и бытовая культура. Многослойные красочные одежды транслировали многогранную культуру нашей страны и отражали черты русского национального костюма через декор и яркую палитру красок (см. рис.5).


Рисунок 5.

Модели Kenzo S/S 2011 [6]

В моделях, мирового бренда Сomme des Garsons, созданного японским дизайнером Рей Кавакубо, тоже можно увидеть стилизации на тему русского фольклора. В коллекции осень-зима 2012 это яркий колорит, созданный сочными рапортами тканей, помещенными в безразмерные формы платьев, пальто и плащей трапецевидного силуэта, напоминающего русские душегреи. В коллекции 2014 в основу декора ткани положены рисунки павловопосадских платков (см. рис. 6).

Российские дизайнеры с воодушевлением используют мотивы традиционной японской одежды, элементы декоративно-прикладного искусства, заимствуют методы и технологии, разработанные японскими дизайнерами. Дом моды Валентина Юдашкина, неоднократно обращался к ориентальной японской тематике в коллекциях 2002, 2003, 2008, 2011 гг. Коллекция 2002 г. вызывает ассоциации c японским театром Кабуки. В основу положены формы японского национального костюма, силуэт, пропорции и объемы вещей значительно изменены. В коллекции весна-лето 2008 г. можно отметить японские мотивы, ставшие в то время трендом. Коллекция посвящена восточному искусству. Вдохновленный оперой «Мадам Баттерфляй», кутюрье в коллекции haute couture весна-лето 2011 г. предлагает силуэтные линии, напоминающие кимоно с акцентированной линией плеча и пояса, что восходит к культуре национального восточного костюма. Цветовая палитра набрана из традиционных для Востока оттенков. В качестве элементов отделки и декора в моделях использованы изящные аппликации в форме цветов и бабочек.


Рисунок 6.

Модели Сomme des Garsons FW 2012, 2014 [7]

В творчестве русского модельера Елены Пелевиной соединяется патриотизм к России, любовь к народному творчеству с восточной тонкостью. В постановке «Из глубины веков» был сделан русско-японский вариант костюмов, где дружба народов олицетворялась через роспись костюма - впереди было изображение Москвы, а сзади Токио.

Творчество молодых российских дизайнеров проанализировано на примере самого крупного международного конкурса молодых модельеров и дизайнеров «Русский силуэт». Конкурс является своего рода отчетным за 1,5 года и презентует лучшие школы дизайна России и ближнего зарубежья. Было проанализировано творчество 69 участников, среди которых можно было выделить 5 коллекций, в которых прослеживаются черты межкультурной коммуникации. В коллекции «К свету» (Благовещенск) Алины Депелян можно проследить микст стилизованных русских фуфаек и душегрей, приведенных к овальной силуэтной форме, которая непосредственно является базовой для кимоно. Декоративное оформление костюма дополняет изображение хризантем. В коллекции «Черта» Юлии Савельевой из Москвы используется крой с цельнокроеным рукавом, что создает коконообразный овальный силуэт. В коллекции Юлии Чернявской «303 see other» заметно влияние стиля унисекс, характерного для творчества некоторых японских дизайнеров. В коллекции Марии Гетнамской из Санкт-Петербурга используется приемы, навеянные японской стилистикой: многослойность, халатообразный покрой изделий, ассиметричный крой, широкие не прилегающие костюмы, использование натуральных материалов. Коллекция Анны Кручининой «Равновесие» отражает восточную эстетику: простой крой изделий, напоминающих стилизованные кимоно, простые лаконичные формы, а также стилизованные пояса оби.

* * *

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Межкультурная коммуникация таких самобытных народов как русский и японский проявляется сегодня как взаимопроникновение, взаимовлияние традиционных национальных элементов различных жанров искусства и позволяет расширить границы культурных практик.

2. Это особенно ярко проявляется в модной индустрии и является действенным механизмом создания новых и оригинальных коллекций модной одежды как российских, так и японских дизайнеров. При этом отмечается не только проникновение традиционных элементов национального костюма обеих стран в авторскую одежду, но и влияние авторского творчества японских дизайнеров на российскую (а в широком смысле и на мировую) моду.

3. Российские дизайнеры используют мотивы традиционной японской культуры и приемы художественной выразительности, внедренные в моду японскими дизайнерами, которые вжились в канву современной моды и определяются как японская стилистика. Из коллекций Российской модной индустрии видно, что экзотическая культура, традиционные мотивы и образы Японии, а также приемы художественной выразительности, которые являются признаками японского направления в дизайне костюма, вызывают интерес и имеют отклик в творчестве российских дизайнеров.

4. Элементы русской традиционной культуры в свою очередь проникают в творчество японских дизайнеров и выражаются в использовании славянской стилистики, элементов одежды и декора.

5. Мультикультурализм позволяет расширить границы одного этноса, заглянуть в форму и содержание другой культуры при создании модного костюма

6. Самобытность традиционной культуры одного этноса приводит к созданию интересных оригинальных образцов модной одежды, раздвигая границы современной моды.

Анализ тенденций в современной индустрии мод на примере творчества дизайнеров одежды России и Японии показал как использование элементов традиционных национальных костюмов, так и признаки обоюдного заимствования. Для усиления данного явления требуются комплексные решения и совместные Российско-Японские проекты, способствовавшие развитию легкой промышленности нашей страны.

[1] Афанасьева Л.В. Россия и Япония: от контактов к взаимодействию// автореферат диссертации канд.философских наук: 24.00.01-СПб.:СПГУ, 2014.

[2] Выставка "Преображение кимоно: искусство Итику Куботы" -http://www.rdh.ru/upload/kalendar/c13/c134615d3f7003ead7a32bebf17cb6f5.jpg

[3] Mercedes Benz Fashion Week Tokyo - https://tokyo-mbfashionweek.com/en/brands/detail/yuma-koshino/

[4] WhiteDress Club - http://www.whitedress.ru/club/list.php?os=0&tag=mercedes %20benz%20fashion%20week%20russia%2030%20%F1%E5%E7%EE%ED

[5] IVKA - http://www.ivkastudio.com/index.php/collection/resort-2016.html

[6] Pinterest - https://www.pinterest.com/pin/492440540478112447/

[7] Pinterest - https://www.pinterest.com/search/pins/?rs=ac&len=2&q=comme+des+garcons&term_meta[]=comme|autocomplete|1&term_meta[]=des|autocomplete|1&term_meta[]=garcons|autocomplete|1

Последнее обновление ( 23.12.2015 г. )
 
« Пред.   След. »