Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Лингвистика arrow Нелидов В.В. Фактор Китая в современной военной политике Японии
Нелидов В.В. Фактор Китая в современной военной политике Японии Печать E-mail
25.05.2016 г.

Фактор Китая в современной военной политике Японии

Нелидов Владимир Владимирович, магистрант МГИМО-университета

В начале XXI века политика Японии в области национальной безопасности претерпевает значительные изменения. Страна, чей курс в военной сфере на протяжении десятилетий определялся «пацифистской» 9 статьей Конституции и делегированием задач внешней обороны Соединенным Штатам, отходит от принципа неиспользования вооруженных сил для решения внешнеполитических задач. Трансформация военной политики осуществляется по многим направлениям: японские Силы самообороны начинают более активно участвовать в операциях за пределами страны, развивается союз с США, расширяется военно-техническое сотрудничество с другими странами мира, происходит совершенствование боевого потенциала вооруженных сил.

Именно последнее направление развития военной политики Японии, развитие боевого потенциала Сил самообороны, играет особую роль с точки зрения стратегической ситуации и баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Одной из главных, если не главной мотивацией изменений в этой области служит «подъем» Китая. В данной статье делается попытка понять, почему именно рост военного потенциала КНР воспринимается в Японии как вызов национальной безопасности, рассмотреть, как менялось восприятие китайского фактора в программных документах японской военной политики, и изучить, какие конкретные шаги предпринимались Японией в сфере укрепления военного потенциала для парирования этого вызова и как эти шаги укладываются в логику японо-американского союза, остающегося центральным элементом японской политики в сфере безопасности.

Проблема Китая для Японии состоит из нескольких элементов. С одной стороны, имеет место настороженность в отношении укрепления военного потенциала Китая в целом. В «Белой книге» Министерства обороны Японии за 2015 год особо подчеркивается, что на протяжении двух десятилетий годовой рост расходов КНР на оборону почти постоянно превышает 10%, и, таким образом, в номинальном выражении военный бюджет Китая вырос в 41 раз с 1988 ф.г. и почти в 3,6 раза с 2005 ф.г.[1]. В то же время, согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в случае с Японией годовой рост аналогичной статьи бюджета в иенах не превышал двух процентов, причем в отдельные периоды (в 2002, 2004-2007, 2010 и 2012 ф.г.) оборонный бюджет даже сокращался по сравнению с предыдущим годом. В результате, КНР обошла Японию по объемам средств, расходуемых на оборону (в долларах США по текущему курсу), еще в 2005 году, а в 2015 году китайский военный бюджет был больше японского более чем в пять раз[2].

С другой стороны, существенной проблемой являются конкретные территориальные споры, которые, по мнению японских стратегов, представляют потенциальную угрозу безопасности Японии. Прежде всего, это длящийся уже несколько десятилетий спор между Японией и Китаем за острова Сэнкаку/Дяоюйдао. Претензии на эти территории КНР и Тайвань стали выдвигать еще с 1970-х гг., но тогда конфликт удалось заморозить благодаря «формуле Дэн Сяопина», предложившего оставить спор будущим поколениям[3]. Однако политика «согласованного тупика» не могла работать бесконечно, тем более, что запасы углеводородов, имеющиеся в окрестностях этих островов, были нужны как китайской, так и японской стороне.

В 2010-х гг. спор вокруг островов периодически становился причиной серьезных кризисов в отношениях Японии и КНР. При этом главный внешнеполитический партнер Японии, Соединенные Штаты, продолжают заявлять о полной поддержке Токио в территориальном споре с Китаем. Американская сторона, однако, выступает за то, чтобы Силы самообороны, по возможности, справлялись с возможными кризисными ситуациями самостоятельно, без непосредственного участия американских войск. Так, если в Руководящих принципах японо-американского сотрудничества в области обороны образца 1997 года говорилось, что в случае высадки сил противника на японскую территорию с моря или с воздуха американские вооруженные силы пошлют подкрепления Силам самообороны в скорейшие сроки[4], то, согласно новым японо-американским Руководящим принципам, принятым в апреле 2015 года, Япония будет самостоятельно отражать нападение на свою территорию. Роль американских войск в этой ситуации ограничивается оказанием поддержки Силам самообороны[5].

В качестве потенциальной угрозы своей безопасности Токио воспринимает и территориальный спор между Китаем и его соседями из Юго-Восточной Азии за акватории Южно-Китайского моря, приобретший особую остроту после того, как в 2014 году Китай начал крупномасштабные работы по созданию в спорных акваториях искусственных островов и сооружению на них оборонительной инфраструктуры[6]. Даже хотя сама Япония не является непосредственной стороной в этом территориальном споре, важность для нее Южно-Китайского моря сложно переоценить: через пролегающие по нему судоходные маршруты в год перевозится товаров на сумму порядка 5 триллионов долларов, и немалая часть этого товаропотока идет из Японии или в нее[7].

Можно сказать, что оба аспекта, территориальные споры и настороженность относительно укрепления военной мощи КНР, взаимно усиливают друг друга, создавая напряженность в японо-китайских отношениях и подталкивая Японию к дальнейшим шагам в области укрепления собственного военного потенциала.

Посмотрим, какую роль Китай занимал в программных документах японской военной политики последних лет. В «Руководящих принципах программы национальной обороны» на период с 1996 ф.г. Китай не упоминался вовсе[8]. В аналогичном документе на период с 2005 ф.г. пассаж, посвященный КНР, был достаточно кратким и нейтральным: «[...] Китай, обладающий большим влиянием на безопасность региона, проводит модернизацию своих ракетно-ядерных, военно-морских и военно-воздушных сил, а также планирует расширение деятельности в мировом океане, и необходимо впредь уделять этому внимание»[9]. В «Руководящих принципах...» на период с 2011 ф.г. уже указывается, что рост военной мощи Китая и «недостаток прозрачности» в области военного строительства КНР «стали причиной беспокойства для региона и международного сообщества»[10]. Наконец, «Руководящие принципы...» на период с 2014 ф.г. содержат куда более развернутые и гораздо более критичные формулировки. В них утверждается, что «Китай принимает меры для укрепления ассиметричного военного потенциала», отмечается, что «Китай быстро наращивает присутствие в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях», что при этом он предпринимает попытки изменения статус-кво при помощи угрозы применения силы, критикуются провозглашение Китаем в 2013 году опознавательной зоны противовоздушной обороны в Восточно-Китайском море и регулярные вторжения в японские территориальные воды и воздушное пространство[11].

На практическом уровне тот вызов безопасности Японии, который воплощает в себе Китай, отражается, прежде всего, в усилении внимания, уделяемого проблеме обороны «удаленных островов». И хотя программные документы японской военной политики не называют именно КНР в качестве государства, угрожающего японским «удаленным островам», упоминание этой проблемы в «Руководящих принципах программы национальной обороны» появилось практически одновременно с пассажами, выражающими обеспокоенность ростом китайской военной мощи.

Планы по укреплению обороны удаленных островов уже реализуются на практике. Японские Силы самообороны создают новые гарнизоны на удаленных островах вблизи юго-западных морских рубежей страны[12]. Примером может послужить открытие в конце марта 2016 года новой базы на острове Ёнагуни, находящемся всего в 110 км к востоку от Тайваня и в 150 км к югу от спорных островов Сэнкаку/Дяоюйдао. До этого самым западным опорным пунктом Сил самообороны был радар ВВС Сил самообороны на острове Миякодзима, расположенном более чем в 200 км к востоку от Ёнагуни. Новый опорный пункт оснащен различными средствами раннего обнаружения и радиоперехвата, и, по оценкам экспертов, он не только позволит Силам самообороны лучше контролировать ситуацию в Восточно-Китайском море, но и расширит зону наблюдения вплоть до северной границы Южно-Китайского моря[13].

Японская сторона планирует развивать сеть военных объектов, прикрывающих юго-западное направление, и в дальнейшем. Согласно опубликованным планам, ожидается, что к концу 2018 года будут размещены еще более крупные новые военные базы на входящих в префектуру Окинава островах Амами и Миякодзима, а в более поздние сроки - на острове Исигаки. При этом новые базы будут выполнять не только функции наблюдения, но будут также оснащены противокорабельными и противовоздушными ракетными комплексами[14].

С 2012 года началась подготовка подразделений, из которых к концу 2016 ф.г. должны быть созданы морские десантные силы Сухопутных войск Сил самообороны[15]. Численность этих сил, создаваемых по образцу Корпуса морской пехоты США, должна составить порядка 3000 военнослужащих, и базироваться они будут в городе Сасэбо, на западе острова Кюсю[16].

Формирование японской версии морской пехоты происходит в тесном взаимодействии с американскими союзниками. Совместные тренировки военнослужащих Сухопутных войск Сил самообороны и Корпуса морской пехоты США начались еще в начале 2007 года. В июне же 2013 года японские военнослужащие впервые приняли участие в проводимых ежегодно крупномасштабных учениях «Dawn Blitz», в ходе которых силы ВМС и КМП США отрабатывают высадку с моря. Наконец, 19 мая 2014 года японские Силы самообороны провели собственные учения, во время которых отрабатывали высадку и захват необитаемого острова[17].

Анализ влияния китайского фактора на военную политику Японии приводит к следующим выводам. Во-первых, угроза, которую, по мнению японских стратегов, представляет КНР, имеет два основных измерения - стратегическое и оперативное. Со стратегической точки зрения, обеспокоенность Токио вызывается ростом военных расходов Китая и быстрым смещением баланса сил в Восточной Азии в пользу КНР. С оперативной точки зрения, в качестве одного из основных сценариев, к которому должны быть готовы Силы самообороны, воспринимается столкновение на принадлежащих Японии «удаленных островах», что, в частности, возможно в случае попытки Китая силой захватить спорные острова Сэнкаку/Дяоюйдао.

Во-вторых, если говорить о конкретных мерах, которые принимаются Японией для парирования вызова со стороны Китая, то здесь на первый план выходит укрепление юго-западных морских рубежей, что выражается как в строительстве новых военных объектов на островах в этих районах, так и в создании морских десантных сил, способных оперативно реагировать на кризисные ситуации.

В-третьих, меры в сфере военного строительства принимаются в тесном сотрудничестве с главным внешнеполитическим партнером Японии, Соединенными Штатами. При этом сами США поддерживают рост роли Сил самообороны, и на данный момент можно утверждать, что развитие собственного военного потенциала Японии идет рука об руку с укреплением ее союза с Соединенными Штатами.


[1] Бо:эй хакусё (Белая книга национальной обороны) 2015 [электронный ресурс] / Бо:эйсё: (Министерство обороны Японии). Режим доступа: http://www.mod.go.jp/j/publication/wp/wp2015/w2015_00.html (дата обращения: 5.12.2015).

[2] SIPRI Military Expenditure Database [электронный ресурс] / Stockholm International Peace Research Institute. Режим доступа: http://www.sipri.org/research/armaments/milex/milex_database (дата обращения: 23.04.2016).

[3] Стрельцов Д. В. Японо-китайский конфликт в Восточно-Китайском море и новая политика Японии в области безопасности / Д. В. Стрельцов // Тихоокеанское обозрение 2012-2013. Ред. Н. П. Малетин, О. В. Новакова, В. В. Сумский. - М., 2014. С. 78-79.

[4] Нитибэй бо:эй кё:рёку но тамэ но сисин. 1997.9.23. (Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области обороны) [электронный ресурс] / Министерство обороны Японии. Режим доступа: http://www.mod.go.jp/j/presiding/treaty/sisin/sisin.html (дата обращения: 19.04.2016).

[5] Нитибэй бо:эй кё:рёку но тамэ но сисин. 2015.4.27. (Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области обороны) [электронный ресурс] / Министерство обороны Японии. Режим доступа: http://www.mod.go.jp/j/approach/anpo/shishin/shishin_20150427j.html (дата обращения: 19.04.2016).

[6] China's Activities in the South China Sea [электронный ресурс] / Ministry of Defense of Japan. - 2015. - 28 июля. Режим доступа: http://www.mod.go.jp/j/approach/surround/pdf/ch_d-act_20150728e.pdf (дата обращения: 5.12.2015).

[7] South China Sea [электронный ресурс] / U.S. Energy Information Administration report (last updated: February 7, 2013). Режим доступа: https://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/regions_of_interest/South_China_Sea/south_china_sea.pdf (дата обращения: 11.04.2016).

[8] Хэйсэй 8 нэндо ико: ни какавару бо:эй кэйкаку но тайко: (Руководящие принципы программы национальной обороны на период с 1996 финансового года) [электронный ресурс] // Министерство обороны Японии. Режим доступа: http://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/1996_taikou/dp96j.html (дата обращения: 5.12.2015).

[9] Хэйсэй 17 нэндо ико: ни какару бо:эй кэйкаку но тайко: ни цуитэ (О Руководящих принципах программы национальной обороны на период с 2005 ф.г.) [электронный ресурс] / Министерство обороны Японии. Режим доступа: http://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/2005/taikou.html (дата обращения: 8.04.2016).

[10] Хэйсэй 23 нэндо ико: ни какару бо:эй кэйкаку но тайко: ни цуитэ (О Руководящих принципах программы национальной обороны на период с 2011 ф.г.) [электронный ресурс] / Министерство обороны Японии. Режим доступа: http://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/2011/taikou.pdf (дата обращения: 8.04.2016).

[11] Хэйсэй 26 нэндо ико: ни какавару бо:эй кэйкаку но тайко: (Руководящие принципы программы национальной обороны на период с 2014 финансового года). 17.12.2013. [электронный ресурс] // Резиденция премьер-министра Японии. Режим доступа: http://www.kantei.go.jp/jp/kakugikettei/2013/__icsFiles/afieldfile/2013/12/17/20131217-2_1.pdf (дата обращения: 5.12.2015).

[12] Tiezzi S. Japan to Station Troops on Yonaguni, Near Disputed Islands [электронный ресурс] / Shannon Tiezzi // The Diplomat. - 2014. - 19 апреля. Режим доступа: http://thediplomat.com/2014/04/japan-to-station-troops-on-yonaguni-near-disputed-islands/ (дата обращения: 5.12.2015).

[13] GSDF brings Yonaguni radar station online to keep closer eye on China [электронный ресурс] / The Japan Times. - 2016. - 28 марта. Режим доступа: http://www.japantimes.co.jp/news/2016/03/28/national/gsdf-brings-yonaguni-radar-station-online-keep-closer-eye-china/#.Vv5mqKSLSUk (дата обращения: 01.04.2016).

[14] Ёнагуни сима дэ рикудзи бутай га нимму кайси, хигасисинакай де тю:гоку о канси (На острове Ёнагуни начинает работу база Сухопутных войск Сил Самообороны, которая будет наблюдать за действиями Китая в Восточно-Китайском море) [электронный ресурс] / Reuters. - 2016. - 28 марта. Режим доступа: http://jp.reuters.com/article/okinawa-idJPKCN0WU0BF?sp=true (дата обращения: 04.04.2016).

[15] Amphibious Force [электронный ресурс] / GlobalSecurity.org. Режим доступа: http://www.globalsecurity.org/military/world/japan/jgsdf-amphibious.htm (дата обращения: 5.12.2015).

[16] Hayashi Y. Japan Builds Amphibious Force Modeled on U.S. Marines [электронный ресурс] / Yuka Hayashi // The Wall Street Journal. - 2014. - 18 июля. Режим доступа: http://www.wsj.com/articles/japan-builds-amphibious-force-modeled-on-us-marines-1405597172 (дата обращения: 5.12.2015).

[17] Amphibious Force [электронный ресурс] / GlobalSecurity.org. Режим доступа: http://www.globalsecurity.org/military/world/japan/jgsdf-amphibious.htm (дата обращения: 5.12.2015).

 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН