Стрельцов Д.В. Выборы в палату советников японского парламента |
17.07.2016 г. | |
Стрельцов Дмитрий Викторович, д.ист.н., профессор Профессор кафедры востоковедения Д.Стрельцов — о парламентский выборах в Японии, расстановке сил и будущем «абэномики». 10 июля в Японии прошли выборы в верхнюю палату парламента, на которых обновлялась половина ее списочного состава — 121 мандат. Программа-минимум для правящей Либерально-демократической партии заключалась в том, чтобы получить в палате советников простое большинство, чтобы меньше зависеть от партнера по коалиции — партии Комэйто. Программа-максимум была направлена на завоевание правящей коалицией вместе с партиями, выступающими за пересмотр конституции, квалифицированного большинства в палате советников. Сразу несколько моментов выделяет эти выборы среди прочих событий японской политической жизни. Прежде всего, впервые на них голосовали 18-летние (ранее активное избирательное право наступало в Японии с 20 лет). Понижение возрастного ценза объективно способствовало укреплению позиций ЛДП, поскольку активная внешняя политика кабинета Абэ получила значительную популярность среди молодых избирателей. Кроме того, в результате координации усилий оппозиционных партий впервые за всю послевоенную историю оппозиции на выборах в верхнюю палату удалось выдвинуть консолидированного кандидата во всех 32-х одномандатных округах. Особенно обращает на себя внимание тот факт, что скоординированных действий удалось достичь всем четырем оппозиционным партиям, выступающим против пересмотра конституции — не только Демократической, Социал-демократической партии и «Партии жизни», но и КПЯ. Главным вопросом, вокруг которого разгорелась основная борьба между партиями правящего блока и оппозицией, стали вопросы социально-экономической политики. Правящая партия попыталась позиционировать выборы как народный референдум по вопросу о проводимой правительством на протяжении ряда лет политике «абэномики» — курсе на стимулирование экономики путем масштабных инфраструктурных инвестиций, на искусственное поддержание избытка денежных средств в банковской сфере (политика т.н. «количественного смягчения»), а также на структурные реформы в управлении. ЛДП в своей предвыборной кампании акцентировала достигнутые правительством с 2012 г. успехи: восстановление прибылей предприятий, улучшение ситуации в сфере найма, где коэффициент спроса на рабочую силу уверенно превысил единицу (что фактически означает стопроцентную занятость), а также рост заработной платы, наблюдаемый уже третий год подряд. В противоположность этому, оппозиция в своей риторике делала упор на негативные последствия «абэномики»: прибыли получили в основном крупные предприятия, богатые стали еще богаче, а бедные — беднее, рост занятости произошел только в сегменте непостоянного найма, растет разница между бедностью и богатством, а реальная заработная плата в результате увеличения цен на продукты питания сократилась. И даже провозглашенная ранее правительством отсрочка на 2,5 года планов повышения потребительского налога, ранее намеченных к реализации на апрель 2017 г., по мнению оппозиции, свидетельствует о том, что в реальности «абэномика» зашла в тупик. Кроме того, С.Абэ так и не смог достичь своих целей в деле обуздания дефляции и обеспечения экономики источниками стабильного роста. В этой связи больше внимания в своих предвыборных манифестах оппозиционные партии уделяли активной социальной политике, мерам адресной поддержки малого и среднего бизнеса, изменению системы налогообложения, включая повышение ставок подоходного налога для лиц с высоким уровнем дохода. Однако надежды на то, чтобы составить правящей партии на выборах реальную конкуренцию, так и не оправдались. Оппозиции так и не удалось провести четкий водораздел с программой ЛДП в социально-экономической области и показать действенную альтернативу курсу «абэномики». Что касается вопросов конституции и курса в сфере национальной безопасности, которые таят в себе наибольший протестный потенциал в японском обществе, правительству удалось вывести их на периферию предвыборной повестки дня, представив дело так, что никаких резких шагов в этой сфере власть пока не планирует. Выборы не принесли больших сюрпризов. В результате вступления в правящую партию независимого депутата либерал-демократы, получив в верхней палате 122 места из 242, впервые за 27 лет обрели там простое большинство. Обращает на себя внимание также то, что партии, выступающие за пересмотр конституции — ЛДП, Комэйто, «Партия обновления Осаки», а также «Партия японской души», получили на выборах в общей сложности 162 места, т.е. большинство в две трети списочного состава палаты советников, которое необходимо для инициирования поправок в конституцию. Поскольку ЛДП и Комэйто уже и так имеют в палате представителей более двух третей голосов, обретение квалифицированного большинства в верхней палате позволяет администрации С.Абэ провести через парламент поправки конституции и вынести их на общенациональный референдум. Речь, прежде всего, идет об отмене тех положений девятой статьи Основного закона, которые отрицают право страны на обладание собственными вооруженными силами, о придании Силам самообороны статуса «оборонительных вооруженных сил», о наделении императора, являющегося сейчас по конституции лишь символом единства нации, функцией главы государства и т.д. Многие обозреватели в этой связи полагают, что с учетом более чем уверенного выступления ЛДП на выборах, позволяющей ей говорить о получении «мандата народного доверия», инициирование поправок в конституцию является практически решенным делом. Это подтверждается и недавним опытом. После победы на парламентских выборах 2012 года кабинет Абэ незамедлительно провел чрезвычайно непопулярный закон о защите государственной тайны. В 2015 году, вскоре после удачных для себя выборов в нижнюю палату, правительство ЛДП протащило через парламент пакет законов о национальной безопасности, вызывавший среди японской общественности крайне неоднозначную реакцию. Единственное, что может остудить пыл консерваторов — острожная позиция по конституционному вопросу партнера ЛДП по коалиции партии Комэйто. Первые заявления главы кабинета после выборов свидетельствуют о том, что правительство продолжит политику стимулирования экономического развития за счет массированных бюджетных инвестиций, являющуюся неотъемлемой частью пресловутой «абэномики». Скорее всего, партия власти ускорит процесс ратификации вхождения Японии в Транстихоокеанское партнерство. Администрация С.Абэ, несмотря на сильную оппозицию со стороны общественности Окинавы, продолжит реализацию плана по передислокации базы Футэнма в менее населенный район острова. Скорее всего, японское руководство продолжит ранее начатый курс на приоритетное развитие политических отношений с Россией. Источник: МГИМО, 14.07.2016 |
|
Последнее обновление ( 17.07.2016 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|