Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Болотская К. Цикл стихотворений «Сикидай хякусю»
Болотская К. Цикл стихотворений «Сикидай хякусю» Печать E-mail
15.01.2017 г.

Цикл стихотворений «Сикидай хякусю» как источник для анализа исторической концепции Дзиэна

Болотская К.

В данной работе рассматривается цикл стихотворений «Сикидай хякусю» как источник для реконструкции исторической концепции Дзиэна, японского поэта XII-XIII вв. Дзиэн, монах школы Тэндай, является первым историком-теоретиком в Японии, который помимо описания в своих произведениях истории Японии, пытался обосновать и легитимность существующего политического строя. В рамках своего миропонимания он написал прозаический труд «Гукансё», посвящённый истории Японии. Элементы его исторической и политической теории, представленной в этом произведении, можно увидеть и в его поэтических произведениях, которые позволяют уточнить и прояснить оригинальность его взглядов. Поэтическое творчество Дзиэна выделяется политической направленностью. Цикл стихотворений Дзиэна «Сикидай хякусю» до сих пор не был предметом отдельного исследования на русском языке, несмотря на то, что он представляет интерес как произведение, которое может прояснить взгляды Дзиэна на историю Японии, не представленные в «Гукансё».

Как литературный деятель Дзиэн был в милости у императора Готоба, и его стихотворения были помещены во множество сборников. Самым известным прозаическим произведением является «Гукансё», в котором можно проследить философские, политически и религиозные взгляды Дзиэна. Основные положения исторической концепции, представленные в данном трактате, можно разделить на 4 категории: периодизация истории Японии, смена форм правления, идея о договорённости между богиней Аматэрасу и другими богами о правителе и положение Японии в пространстве и времени.

Свои мысли о политике Дзиэн выражал и в поэзии. Цикл стихотворений «Сикидай хякусю» является одним из 8 циклов стихов-подношений, написанных на закате жизни автора. Так как цикл написан практически одновременно с «Гукансё», мы сделали вывод, что «Сикидай хякусю» в отличие от других циклов содержит уже оформившиеся представления Дзиэна о мире и истории Японии.

В цикле особо явно прослеживается идея о договорённости между богами касательно формы правления в данной исторической эпохе. Дзиэн затрагивает её в предисловии, упоминая потомка, которому благоволят боги, и богиню Аматэрасу. Помимо этого в предисловии Дзиэн обозначает свои взгляды на значение Японии и японского языка. Он считает японский язык и, в частности, стихотворения подходящим средством для выражения буддийского учения.

Если сравнивать положения исторической концепции в цикле «Сикидай хякусю» с положениями, представленными в трактате «Гукансё», то можно увидеть, что они в основном совпадают. Однако большим отличием является то, что в «Гукансё» Дзиэн напрямую не называет Японию «страной богов» или «страной Аматэрасу», хотя идея присутствует на уровне построения текста. В цикле «Сикидай хякусю» данная идея чётко выражена словами.

Поэтому можно сказать, что изучение цикла «Сикидай хякусю» и сравнение результатов анализа может являться дополнением для более полного понимания исторической концепции Дзиэна.

Список используемой литературы:

1. Дзиэн. Сюгёкусю (Собрание драгоценных жемчужин) в 2-х тт. / Ред. Кубота Дзюн, ком. Исикава Хадзимэ, Ямамото Хадзимэ - Токио: Мэйдзи сёин, 2008. Т.1. - 347 с.

2. Исикава Хадзимэ. Дзиэн вака ронко (Исследование японской поэзии Диэна). - Токио: Касама сосё, 1998. - 711 с.

3. Федянина В. А. Концепция управления Японией в историческом труде Дзиэна «Гукансё» // Вопросы философии. - 2015. № 7. - С. 150-159.

4. Ямамото Хадзимэ. Дзиэн-но вака-то сисо (Японская поэзия Дзиэна и его учение). - Токио: Идзуми сёин, 1999. - 456 с.

5. Brown Delmer, Ichiro Ishida. The Future and the Past: A Translation and Study of the Gukanshō, an Interpretative History of Japan Written in 1219. - Berkeley: University of California Press, 1979. - 479 p.

6. Marra M. The Conquest of Mappo: Jien and Kitabatake Chikafusa // Japanese Journal of Religious Studies. - 1984. № 11. - С. 313-350.

 
« Пред.   След. »