Бондаренко Н.А. Мировоззрение «скрытых» христиан Японии |
15.01.2017 г. | |
Мировоззрение «скрытых» христиан ЯпонииБондаренко Н.А. Любая новая религия, когда-либо появлявшаяся на японских островах, проходила фильтр японского религиозного мировоззрения, основанного на примитивных исконных верованиях японцев. В то же время, она заполняла те сферы духовной жизни человека, которые не мог заполнить синтоизм. Христианство в Японии смогло наслоиться на матрицу традиционных японских верований и буддизма, и соответственно впитать черты этих религиозных систем. Особенно хорошо виден симбиоз христианства, синтоизма и буддизма в маргинальных христианских сектах какурэ кириситан, количество приверженцев которых на данный момент насчитывает около 30000 человек. Подобные религиозные объединения сформировались после запрета христианства в Японии и окончательного изгнания католического духовенства с японских островов в XVII в. [1] После отмены запрета на христианство в 1873 г. и возобновления католической миссии около половины скрытых христиан вернулись в лоно католической церкви, но другая половина осталась верна своим традициям, въевшимся в японское сознание и ставшим частью синкретического религиозного восприятия. Значительной частью христиан в Японии являлись необразованные представители низших слоёв общества. Неграмотность первых адептов христианства в Японии также была одним из факторов, способствовавших слиянию японских народных религиозных традиций и христианства. Так, большинство молитв и тексты из Четвероевангелия передавались из уст в уста, из-за чего и происходил ряд искажений христианских ритуалов, в том числе в сторону синтоистских обычаев. Данные метаморфозы отражены в тексте Тэнти хадзимэ но кото (начало Небес и Земли) [2]. В личностном восприятии японцами христианства ключевыми факторами являются преемственность традиций и религиозный синкретизм [3]. Преемственность традиций помогает сохранять в небольшом количестве христианскую общину. Японцы с благоговением относятся к выбору своих предков, по тем или иным причинам принявшим христианство. Также в> культе какурэ кириситан можно выделить ещё несколько особенностей. Во-первых, претендующее на исключительность христианство вызывало отторжение в японских умах, поэтому христианство обеспечило себе выживаемость в японском обществе, сумев подстроиться под синкретическую религиозно-философскую систему, сложившуюся в Японии. Во-вторых, трансформация христианства в Японии имеет одну чёткую закономерность. Она заключается в том, что многие черты христианской религии примитивизируются и упрощаются, подстраиваясь под нужды человека с первобытным магическим мышлением. Трансформации касаются как внутренней части (искажения догматов и духовного содержания), так и внешней - изображения креста, Христа, Богородицы и других святынь. Таким образом, пример культа «скрытых» христиан демонстрирует в полной мере механизмы восприятия религий в Японии и их трансформации, а также феномен религиозного синкретизма. Использованная литература: [1] Lu David John. Japan: A Documentary History. - M.E. Sharpe, 1997. P. 221-223. [2] Dougill J. In Searce of Japan's Hidden Christians. A Story of Suppression, Secrecy and Survival. Tuttle publishing. 2015. P. 170-187. [3] Мещеряков А.Н. Христианское столетие в Японии: проблема культурного отторжения // Восток, 1993. - №5. |
« Пред. | След. » |
---|