Новохатский Н.Ю. Япония и Транстихоокеанское партнёрство: новые возможности |
15.01.2017 г. | |
Япония и Транстихоокеанское партнёрство: новые возможностиНовохатский Н.Ю. В феврале 2016 г. в Окленде было объявлено о подписании итогового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) между 12 странами, в число которых входят такие крупные мировые экономики, как США и Япония. Стоит заметить, что ТТП является одним из важнейших интеграционных проектов не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире, ведь на долю стран ТТП, при окончательном институциональном оформлении этого соглашения, будет приходиться около 40 процентов объема мирового ВВП и около четверти оборота мировой торговли. Однако для экономики Японии это участие способно принести не только положительные выгоды, но и негативные последствия, в первую очередь, для сельскохозяйственных производителей [1,4,8]. Другими словами, влияние участия Японии в ТТП на экономику этой страны имеет настолько амбивалентный характер, что на данный момент сложно дать конкретный ответ на вопрос, является ли это участие для Японии мудрым решением, особенно на фоне сомнений в отношении успешной ратификации соглашения о ТТП не только в самой Японии, но и в США. Поэтому важно произвести оценку возможного влияния ТТП на некоторые стороны японской экономики, в частности, на японское сельское хозяйство и вопросы в области миграции рабочей силы. Говоря о положительных сторонах участия Японии в ТТП, необходимо отметить, что по мнению ряда исследователей [9, 11] возможные приобретения Японии в 2025 г. от участия в ТТП приблизительно составят от 105 до 129 млрд. долл. США (по курсу 2007 г.), или от двух до двух с половиной процентов от ВВП. При этом, Япония будет в этом отношении самой успешной страной, формируя вместе с США долю в 63,5 процента совокупных приобретений 12 стран-участниц ТТП. Однако подчеркивается, что для достижения таких показателей Японии необходимо провести определенные изменения, в частности, в политике по отношению к своему сельскохозяйственному сектору. В этом месте у Японии возникают существенные проблемы. Сельское хозяйство является, в известной мере, «ахиллесовой пятой» японской экономики [3]. Эта отрасль страдает от таких проблем, как недостаточный уровень производства; нехватка и продолжающееся старение рабочей силы; низкий уровень сельскохозяйственных доходов и конкурентоспособности на внешнем рынке, а также малоземелье фермерских хозяйств, которое не позволяет фермерам расширять свое хозяйство и экономить на масштабе. Так, более 55 процентов фермерских хозяйств располагали участками размером менее одного гектара, а более 80 процентов - менее двух гектаров [10]. Более того, присутствует проблема прогрессирующего ослабления сельскохозяйственной квалификации среди фермерских хозяйств [5]. Эти проблемы еще более усугубятся с реализацией соглашения о ТТП, которое способствует более легкому доступу на японских рынок таких товаров, как калифорнийский рис из США, канадская свинина, австралийская говядина и новозеландское масло, тем самым увеличив конкурентное давление на местных японских производителей [7]. Другими словами, участие Японии в ТТП может принести негативные последствия для ее сельского хозяйства. Однако эти негативные последствия несколько преувеличены. Так, в итоговом соглашении Японии удалось оставить за собой право сохранить заградительные пошлины на такие «чувствительные» продукты ее сельского хозяйства, как рис и пшеницу, чья величина составляет 341 йену и 55 йен за килограмм соответственно. Более того, заградительные пошлины в отношении других, уже менее «чувствительных» наименований будут хоть и снижены, но далеко не сразу и последовательно - в случае говядины, например, лишь спустя 17 лет после вступления ТТП в силу пошлины снизятся в 4 раза, после чего они останутся без изменений. Другими словами, Япония смогла сохранить во многом протекционистскую политику в отношении своего сельского хозяйства в рамках ТТП, получив при этом доступ на сельскохозяйственные рынки других стран-участниц соглашения, что создает в перспективе достаточно хорошие внешнеторговые условия для развития этого сектора японской экономики. С другой стороны, возможные положительные перспективы для развития сельского хозяйства Японии в рамках действия ТТП подрываются фактической неудачей продолжающихся реформ в аграрном секторе. Так, созданные в 2014 г. Банки Консолидации Фермерских Площадей не справляются с поставленной перед ними задачей по выкупу неиспользуемых сельскохозяйственных земель у населения и их последующей продаже по приемлемым ценам действующим фермерам, желающим расширить свое хозяйство. Причина же этого кроется в желании населения продать подобные земли по более дорогой цене другим покупателям, в частности, строительным фирмам. Провалилась и попытка стимулировать фермеров к развитию и выходу на самоокупаемость посредством отмены Программы Прямых Выплат по Поддержанию Доходов - правительство Абэ Синдзо в итоге было вынуждено ввести другие меры по материальной поддержке сельскохозяйственных производителей [6]. Тем не менее, необходимо помнить, что премьер-министр Японии С. Абэ объявил развитие сельского хозяйства одним из приоритетов своей экономической политики, что предоставляет надежду на выход Японии из сельскохозяйственного кризиса, ведь именно удачные внутренние реформы способны положить конец этому кризису, в то время как ТТП создает скорее положительные, нежели негативные, внешние условия для функционирования уже обновленного сельского хоязйства страны. Если же говорить о влиянии ТТП на миграционные процессы в Японии, то стоит отметить, что изменения в этой сфере способны оказать некоторое положительное влияние на систему пожизненного найма, которая в последнее время столкнулась с рядом проблем. Так, непосредственное влияние на эффективность функционирования этой системы оказывают такие факторы, как устойчивый приток молодых рабочих, необходимый для предотвращения старения рабочей силы и сдерживания роста заработной платы и иных выплат и социальных обязанностей компаний, т.е. в целом издержек на труд, а также относительно высокие темпы роста производства, которые вносят вклад в обеспечение ежегодного повышения заработной платы работников и гарантий бонусных выплат [2]. Однако с начала 1990-х гг. в экономике и обществе происходят изменения, которые в существенной степени подрывают основы системы пожизненного найма - последовательное утяжеление возрастной структуры рабочей силы в Японии и низкие темпы экономического роста. Другими словами, такие необходимые факторы для эффективного функционирования системы пожизненного найма, как постоянное обновление возрастной структуры рабочей силы и относительно высокие темпы экономического роста, на данный момент в Японии отсутствуют. И в этом плане участие Японии в ТТП способно обернуться весьма благоприятными последствиями с точки зрения поддержки эффективности данной системы. Так, на основе статистических данных [12, 13, 14] автором был проведен ряд корреляционных анализов между различными факторами: 1) между динамикой количества работников с полной занятостью и количеством трудовых мигрантов, въезжающих в определенный год в Японию; 2) между динамикой количества работников с частичной занятостью и количеством трудовых мигрантов, въезжающих в определенный год в Японию; 3) между динамикой количества безработных и количеством трудовых мигрантов, въезжающих в определенный год в Японию. Исходя из полученных результатов был сделан вывод о том, что в основном трудовые мигранты замещают японцев на позициях с частичной занятостью за меньшую оплату труда, позволяя японским компаниям использовать освободившееся средства для найма работника-японца на позицию с полной занятостью. С реализацией же соглашения ТТП выявленная закономерность может усилиться, ведь та часть соглашения, которая отвечает за регулирование миграции рабочей силы между странами-участницами, хоть и касается в данный момент только облегчения условий перемещения для представителей бизнес-кругов, а также рабочей силы в рамках ТНК и высококвалифицированных профессионалов, она все же создает весомые предпосылки для дальнейшего облегчения режима перемещения внутри этих 12 стран всей рабочей силы, включая и низкоквалифицированной рабочей силы. Таким образом, на данный момент можно предположить, что участие Японии в ТТП способно принести стране скорее положительные возможности, нежели негативные последствия, хотя бы в рассмотренных в данном тексте аспектах. Список использованной литературы 1. Загашвили В.С. О переговорах в рамках Транс-Тихоокеанского Партнерства: актуальный коментарий, 26.07.2013. URL: http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=343&p=12&ret=527 (дата обращения: 10.02.2016). 2. Лебедева И.П. Система пожизненного найма и социальные проблемы Японии, 2015. URL: http://japanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=591&Itemid=68 (дата обращения: 10.02.2016). 3. Маркарьян С.Б. Аграрный сектор Японии: есть ли перспективы развития?, 2012. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/agrarnyy-sektor-yaponii-est-li-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 10.02.2016). 4. Муратшина К.Г. Участие Японии в проекте Транс-Тихоокеанского партнерства как одно из измерений ее экономического соперничества с КНР, 2014. URL: http://japanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=496&Itemid=1#_ftn11 (дата обращения: 10.02.2016). 5. Gōdo Y. The Zombification of Japanese Farming, 18.02.2014. URL: http://www.nippon.com/en/currents/d00107/ (дата обращения: 10.02.2016). 6. HoriC. Ongoing Agricultural Reforms Led by the Abe Administration, 10.02.2015. URL: https://www.mizuho-ri.co.jp/publication/research/pdf/eo/MEA150210.pdf(дата обращения: 10.02.2016). 7. Obe M. TPP Deal Expected to Shake Up Japan's Agriculture Sector, 06.10.2015. URL: http://blogs.wsj.com/japanrealtime/2015/10/06/tpp-deal-expected-to-shake-up-japans-agriculture-sector/ (дата обращения: 10.02.2016). 8. Pollmann M. What the TPP Means for Japan: The TPP will bring strategic and economic benefits to Japan, but it has to clear domestic hurdles first, 08.10.2015. URL: http://thediplomat.com/2015/10/what-the-tpp-means-for-japan/ (дата обращения: 10.02.2016). 9. Schott J.J. The United States, Japan, and the Trans-Pacific Partnership, 2014. URL: https://www.piie.com/publications/papers/schott20140602.pdf (дата обращения: 10.02.2016). 10. Whittaker H., Scollay R., Gilbert J. TPP and the Future of Food Policy in Japan, 2013. URL: https://www.health.gov.au/internet/main/publishing.nsf/Content/foi-disc-log-2013-14/$File/017-1314%20Document%204%20(D13-2420608).PDF(дата обращения: 10.02.2016). 11. http://asiapacifictrade.org/ (Информационно-исследовательский сайт о торговле в Азиатско-Тихоокеанском регионе). 12. http://databank.worldbank.org/data/home.aspx (Данные по статистик Всемирного Банка). 13. http://www.mext.go.jp/english/statistics/index.htm (Данные по статистике Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии). 14. https://stats.oecd.org/ (Данные по статистике ОЭСР). |
« Пред. | След. » |
---|