Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Филология arrow Бутова Г.К. Паломничества в современной Японии
Бутова Г.К. Паломничества в современной Японии Печать E-mail
09.02.2017 г.

Паломничества в современной Японии

Г.К. Бутова

О религиозности японцев часто говорят так: «Когда рождается ребёнок, они идут в синтоистский храм, свадьбу справляют по традициям христианским, а похороны - по буддийским». [6] Сложно сказать, последователями какой религии в большинстве своём являются японцы, но по всей Японии имеется множество синтоистских святилищ и буддийских храмов.

Паломничества получили распространение еще в древности, а со средних веков на фоне войн и нужд стали еще более популярны. Паломничества совершаются по специальным маршрутам, включающим в себя храмы и священные места. В последнее время возросла роль путешествий, и во многих храмах появились онси, т.е. проводники, которые рассказывают посетителям о конкретном храме.

В наше время количество верующих японцев не очень велико. Тем не менее, в повседневной жизни японцев присутствуют популяризированные традиции обеих самых популярных религиозных традиций - синто и буддизма. На протяжении веков храмы придумывали различные стратегии для привлечения посетителей и подаяний, и современность, когда всё чаще появляются вопросы об угасании религиозного чувства, - не исключение.

Еще в XIV в. служители синтоистских храмов обнаружили новый способ дохода. Они стали использовать свою региональную и национальную репутацию для привлечения паломников. Паломничества по личным причинам не были древней практикой, но впервые влились после объединения храмов в буддийские комплексы. Паломничества воинов имели большую важность для синтоистских храмов, так как сулили подношения, порой даже земельные. Со временем паломничество перестало быть лишь уделом аристократов и воинов. Простые японцы тоже получили возможность путешествовать и совершать паломничества. Храмы в Кумано - ранний пример комплекса, который построил свою славу на активной пропаганде паломничества. Здесь были даже изданы путеводители сэндацу, свитки и картоподобные «паломнические мандалы» для привлечения путешественников из далёких земель. [2, с. 43-44]

Сейчас популяризация паломничества достигает ещё бóльших масштабов. Примером тому являются набирающие популярность блокноты сюин-тё:, в которых коллекционируются печати с подписями из синтоистских и буддийских храмов. В последнее время их дизайн становится очень разнообразным, появляются в том числе и блокнтоы для девушек. Это можно объяснить тем, что в буддизме долгое время не было принято паломничество среди девушек, но в современности расширение потенциальной аудитории является одним из средств привлечения паломников. Также стало популярно явление, обозначаемое термином сэйти-дзюнрэйо - посещение фанатами каких-либо произведений (в частности любителями манга), мест, которые стали прототипом для данного произведения. Такими местами часто становятся местные маленькие храмы, находящиеся в глубинке.

В прошлом десятилетии в Японии наблюдался так называемый «спиритуальный бум». Следствием этого бума стал рост популярности различных видов терапии. [3]

Пава: супотто - места, в которых человек может получить духовную и физическую подпитку. [4] Такие места становятся привлекательными для японцев после упоминания в журналах или ТВ-передачах. Эти с позволения сказать «центры» спиритуальной энергии чаще всего располагаются в священных местах сэйти или в непосредственной близости от храмов. [5]

Таким образом, паломничества к таким местам в свете оздоровительных путешествий стали частью индустрии потребления. Другой пример сближения потребления с религией - использование анимэ, манга и кяракута: для мотивации последователей и привлечения новых адептов. Такая стратегия выработана как ответная реакция на повышенное использование визуальных изображений, Интернет, социальных сетей и элементов поп-культуры в современном обществе [1].

Таким образом, становятся очевидными явления десакрализации и популяризации элементов религии в современном японском обществе. Однако, их можно назвать ответной реакцией на изменения в религиозном сознании людей, а также способом сохранить традиции и культурное наследие.


1. Porcu E. Pop Religion in Japan: Buddhist Temples, Icons, and Branding // Journal of Religion and Popular Culture, Toronto 2014

2. Breen J., Teeuwen M. A New History of Shinto, Chichester, 2010.

3. Gaitanidis I. Spiritual Therapies in Japan // Japanese Journal of Religious Studies, Tokyo, 2012

4. Котэра A. «Пава:супотто» то ванани-ка сякайхайкэй-но кэнто: то сонодзюё: ни цуитэ-но ёбитэкитё:СА (Что такое «пава: супотто»: изучение социального плана и подготовительное исследование его принятия), Токио, 2010

5. Окамото P. Басё:-но сайхё:сё: сю:кё: цуризуму-рон кара мита пава: супотто (Репрезентация священного места: феномен пава: супотто в японских храмах), Токио, 2011

6. Iwai H. Notes on the Understanding of Japanese Religion, Tokyo, 2014

 
След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН